Навсегда в репертуаре

Навсегда в репертуаре

Сегодня у олимпийской чемпионки Людмилы Белоусовой юбилей Разумеется, уж чем-чем, а аплодисментами спорткомплекс «Юбилейный» за свои почти 40 лет не был обделен.

Сегодня у олимпийской чемпионки Людмилы Белоусовой юбилей

Разумеется, уж чем-чем, а аплодисментами спорткомплекс «Юбилейный» за свои почти 40 лет не был обделен. Но те, что раз за разом звучали в минувшую пятницу, — совсем необычны. По той простой причине, что вспыхивали они... на тренировочном катке.

По его только что отполированному льду скользила легендарная пара фигуристов Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Рядом с ними тренировались два известных питерских дуэта педагога-кудесника Тамары Москвиной.

Наша газета уже сообщала о том, что Людмила и Олег прилетели из Швейцарии в родной город, чтобы выступить в Ледовом дворце перед земляками 27 ноября — в заключительный день этапа мировой серии «Гран-при» — «Кубка России». И для них приятной неожиданностью явилось подобное соседство на первой же тренировке: ведь в олимпийском Гренобле спортивную честь страны и Ленинграда вместе с Белоусовой и Протопоповым успешно защищал и дуэт Тамара Москвина — Алексей Мишин. И мог ли я, специальный корреспондент «Ленинградской правды», радовавшийся тогда овациям, сопровождавшим выступления обеих ленинградских пар, даже мечтать, что 37 лет спустя увижу троих из этого замечательного квартета на льду родного для них «Юбилейного»!

Я благодарен судьбе спортивного журналиста, подарившей мне почти полвека общения с этими незаурядными людьми, которым спорт настолько сохранил молодость, что возраст для них не препятствие. Впрочем, если бы они были только спортсменами, никогда бы не стали олимпийскими чемпионами. Лишь благодаря тому, что изначально несли в себе, в своих душах артистическое начало, состоялось их становление как подлинных артистов в фигурном катании.

Видел и уже тогда любовался молодыми фигуристами, соединившимися в пару в 1955 году, на ледовых «пятачках» динамовского стадиона и первого в городе катка под крышей на набережной Лейтенанта Шмидта. Наведывался к ним в Воскресенск, где они жили и тренировались в местном Дворце спорта до 1967 года, когда появился «Юбилейный». Вместе с коллегами и земляками поздравлял Людмилу и Олега с двумя золотыми олимпийскими медалями. Был в 1970 году свидетелем позорного спектакля в Киеве, где во время чемпионата страны судейский произвол (заказной, конечно же!) низвергнул лидировавший после обязательной программы дуэт дважды олимпийских чемпионов на четвертое место, в одночасье «перебросив» другую пару с восьмого места на высшую ступень пьедестала почета. После чего я и многие журналисты из других городов покинули Киев.

И все-таки, все-таки... Сегодня, уверен, вряд ли стоит акцентировать внимание наших читателей на невзгодах, выпавших на долю их знаменитых земляков — ныне граждан Швейцарии. Хотя и забывать о причинах их эмиграции тоже не стоит.

— Нам столько раз давали понять, что не нужны, что иного выхода мы просто не видели, — вспоминает Олег Алексеевич. — «Вы не вошли в репертуар», — слышали мы из уст руководителей Ленинградского балета на льду, солистами которого пробыли почти 7 лет. Тренировались в «Юбилейном» по ночам и готовили признанные впоследствии всем миром ледовые хореографические миниатюры — «Элегию», «Сонет Петрарки», «Смейся, паяц!»... Поистине, пели свою песню с удавкой на шее.

— В противоположность руководителям балета на льду, убеждавшим всех, что мы с Олегом не артисты, а спортсмены, чиновники из спорткомитета утверждали обратное: Белоусова и Протопопов слишком театральны, артистичны и старомодны на фоне нового атлетического направления в парном катании, а поэтому должны уступить место молодежи, — дополняет мужа Людмила Евгеньевна.

По ту сторону «железного занавеса» фигуристы, которым было уже под пятьдесят, оказались востребованными. Они приняли предложение на трехлетние гастроли со знаменитым американским ледовым шоу «Айс капейс» рядом с Пэтти Флеминг и Тойлером Кренстоном. А затем целый каскад показательных выступлений во Франции, ФРГ, других странах. И совершенно титанический труд по созданию фильма о себе. Шестнадцать частей — 22 номера. И это только первая из двух серий. Ни один фигурист в мире не обладает репертуаром на полнометражный фильм — концерт из своих номеров, таких как «Лунная соната», «Умирающий лебедь»...

Сегодня Людмила Белоусова примет горячие поздравления от друзей с 70-летним юбилеем — значит теперь им вместе 142 года. Плачет по такой спортивной паре фигуристов «Книга рекордов Гиннесса»! Представляю себе и предвкушаю, как отреагирует 27 ноября Ледовый дворец, когда двое самых почетных участников показательных выступлений, не по годам стройные и красивые, исполнят сложнейшие элементы парного катания, а на закуску — фирменный тодес! Все то, что вызвало восторженные аплодисменты на тренировочном катке «Юбилейного».