Орел вместо лиры

Орел вместо лиры

Имперский символ снова украсит главную ложу АлександринкиНаталья ОРЛОВАРеконструкция Александринского театра в Петербурге — один из тех «проектов века», которые щедро финансируются федеральным бюджетом: в этом году — 440 миллионов рублей, на следующий год — 770 миллионов.

Имперский символ снова украсит главную ложу Александринки
Наталья ОРЛОВА

Реконструкция Александринского театра в Петербурге — один из тех «проектов века», которые щедро финансируются федеральным бюджетом: в этом году — 440 миллионов рублей, на следующий год — 770 миллионов. Причем правительство России обещает, что все деньги будут перечислены уже в первом квартале 2006-го.

Это еще раз подтвердил руководитель «Роскультуры» Михаил Швыдкой, побывавший здесь перед Новым годом. Вообще он заглядывает в Александринку каждый месяц. Это внимание подчеркивает важность проекта. Работы должны идти быстро. Очень быстро. Хотя реконструкция началась в мае, уже к августу 2006 года, к 250-летнему юбилею первого театра России, все должно быть завершено наилучшим образом.

\

Очередное, декабрьское, посещение — это прежде всего проверка готовности сцены к приему немецких специалистов, которые будут устанавливать здесь современную театральную технику: невероятные подъемники, освещение, акустическую аппаратуру. Вроде бы все готово. На огромном сценическом пространстве завершены все «грязные» работы: разобраны старые — порой аварийные — конструкции, стены очищены до кирпичей и покрыты новой штукатуркой. Смонтированы металлические фермы, которые будут нести новую технику, новую «одежду» сцены.

\

— Это будет лучшее театральное оборудование России, — рассказывает главный инженер фирмы «Петр Великий», ведущей работы, Николай Цветков. — Но посреди этого технического великолепия сохранятся две исторические детали, которые КГИОП Санкт-Петербурга запретил нам трогать. Во-первых, сохранены изначальные деревянные балки, которые несли на себе старую театральную технику. Теперь эти балки никакой нагрузки не несут. Оставлены как реликвия. И, во-вторых, при очистке стен мы обнаружили «кривую» кладку XIX века. Хотели исправить, но решено было этот явный строительный изъян сохранить... Тоже как историческую деталь.

\

Немцы приступают к монтажу оборудования на сцене и в оркестровой яме с первых дней нового года. А российские реставраторы продолжат работы в зале и во всех других помещениях театра.

\

Всем известное здание было построено для театра в 1832 году. С тех пор его внешний вид почти не изменился, а вот внутренние помещения — в том числе зрительный зал и сцену — неоднократно переделывали: в частности, закрашивали масляной краской позолоту и росписи стен в фойе. Реставрационных работ здесь никогда не проводилось. Так что сейчас реконструкция Александринского театра — уникальная попытка совместить вещи, которые очень непросто совмещаются. С одной стороны, идет скрупулезная реставрация деталей интерьера, старинных механизмов, многие из которых могут служить и дальше после чистки... С другой стороны, и от современности не уйти. К примеру, реставраторы очень хотели бы оставить дымовые клапаны, которые приводятся в движение ручным рычагом. До сих пор действуют безотказно, несмотря на почтенный 173-летний возраст. Но позволит ли это пожарная инспекция, еще неясно.

\

Реставраторы идут порой «вслепую» — планы меняются на ходу, по мере того как открываются исторические детали прежнего убранства театра. Так, в царской ложе под слоем краски обнаружился фрагмент стены, обитой шелковой тканью. Решили: несколько лож театра — и, конечно, царская — должны быть декорированы именно так, как это было в XIX веке.

\

Сегодня закончили реставрацию потолочной живописи зала по эскизам самого Карла Росси, близится к завершению восстановление позолоты бельэтажа и ярусов. Вернули исторические световые фонари для естественного освещения декорационного зала, который находится под самой крышей. Теперь они снова такие, какими их спроектировал Росси.

\

Демонтируют и позолоченную лиру, которая появилась в отделке царской ложи в 1960-е годы. Тогда сняли с портьеры императорского двуглавого орла и водрузили вместо него политически нейтральную лиру. Теперь орел займет свое историческое место.

\

Художественный руководитель театра Валерий Фокин доволен тем, как идут работы. Похоже, как и планировалось, к августу следующего года все будет сделано и театр сможет отметить юбилей в обновленном дворце Росси.

\

ФОТО Александра ДРОЗДОВА