Фильм об исчезающем народе на почти забытом языке

Фильм об исчезающем народе на почти забытом языке

«Армастан» - на языке вепсов, малого народа, проживающего на границе Карелии, Вологодской и Ленинградской областей, значит «люблю».

«Армастан» - на языке вепсов, малого народа, проживающего на границе Карелии, Вологодской и Ленинградской областей, значит «люблю». Фильм, с таким названием, об исчезающем народе, снят непрофессиональным режиссером, и роли в нём исполняют непрофессиональные актеры. Вепсы – играют сами себя. И говорят на своём, почти забытом языке. Репортаж Валерия Фенева:

Петр Васильев, режиссер фильма «Армастан»: Я не знаю, это может философский фильм, а может притча…

Подпорожский журналист Петр Васильев и сценарий написал, и главную роль сыграл. Снимал, вроде, кино для близких - просто ради интереса, а получилось, что непрофессиональные актеры, сыгравшие в фильме, стали звездами в Карелии. Забытый народ – вепсы вернулся из былин и преданий. Впервые в истории в кино зазвучала речь исчезающего народа.

На восточной оконечности Ленинградской области, в глуши, куда зимой и не проехать – осталось несколько деревень, где русская речь редкость. Здесь живут ояцкие вепсы. Побывав здесь однажды, Петр Васильев решил, что память о народе надо сохранить. Тогда и придумал кино.

Журналиста заинтересовала история деревни и он отправился в экспедицию. Там то он и встретил семью вепсов, почти восемьдесят лет назад порвавших с большим миром. Типичная история таежной семьи Лыковых.

Герой влюбляется, и вернувшись назад переосмысливает свою жизнь. И снова уходит в вепсский лес. Теперь уже навсегда.

Петр Васильев, режиссер фильма «Армастан»: Я столько полз, преодолел препятствий, чтобы вернуться, и когда пришел домой, то понял, что здесь я чужой.

«Армастан» - это как признание в любви. Авторы уважают вепсов за их культуру, за их традиции. Но все-таки это фильм о прошлом народа. Его настоящее – это не романтическая история,- это трагедия.

Свидетель этой трагедии петербуржец Александр Финченко. Это на его вездеходах ходили в экспедицию. Этнограф по образованию, он уже долгие годы изучает быт вепсов. Несколько лет назад он построил в вепсской деревне свой двор и бывает тут чаще, чем в городе.

Александр Финченко, этнограф: Я написал - им стакан дороже всего. Мне не понять, как можно отказаться от самих себя, от своего прошлого. Притом осознанно.

Его вездеходы теперь на приколе – механик Миша, тоже вепс, на днях запил. Как и все. А больше в Ладве специалистов нет. Старики доживают свой век, молодежь прожигает свою жизнь.

Александр Финченко, этнограф: Ну если четыре точки спиртного на 200 человек. О чем здесь говорить!

«Армастан» не стал популярным. Кино любительское, его оценили лишь этнографы да радетели за малых народов. Получив ряд премий, он остался в истории как первая картина о вепсах. И хотя армастан в переводе на русский – люблю, в признании в любви как раз вепсы, как выяснилось, и не нуждаются.