Россия пытается вернуть ялтинский маяк. Украина, между тем все претензии отвергает. Так или иначе, но скандал уже получил политическую окраску. Первые переговоры, инициированные российскими военно-морскими силами, результатов не дали. Мало того, накануне группа людей попыталась захватить ещё один гидрографический объект, проще говоря, маяк. В Петербурге есть люди, которые с особым волнением следят за событиями в Крыму. С одним из таких встретился наш корреспондент Валерий Фенёв:
Светофорная война, как уже успели прозвать борьбу за крымские маяки, вряд ли бы вызвала какую- либо реакцию в Петербурге. Старики бы только поворчали, разваливают военно-морской флот. Проблему все равно решали бы в Киеве и Москве. Но в Петербурге есть те, кто каждый день с тревогой следят за ситуацией в Крыму. Первые послевоенные выпускники морского училища имени Фрунзе.
Из тех, кто офицерское звание получил в Ленинграде в 1949 году, многие уже давно на пенсии. Как и Юлий Самойлов. Он окончил гидрографический факультет. Служил в Севастополе, тогда в гидрографической службе единого Черноморского флота. На территории Крыма более 100 так называемых радионавигационных объектов. В семьдесят восьмом начальником маяка Ай-Тодор, что под Ялтой, стал выпускник ленинградской училища Юрий Тюрин. Его судьба и беспокоит однокурсников.
С Ай-Тодора открывается вид на всю Ялту. Юрий Тюрин видел, как захватывали маяк в морском порту. Потом была попытка проникнуть на севастопольский Сарыч, и накануне - на радионавигационную станцию. В ворота Ай-Тодора украинские чиновники пока не постучали. Юрию Тюрина пока не мешают занимать свое рабочее место, посещать уникальный музей маяков, созданный его руками. Но из героя Ялты, о ком снимали фильмы, он превратился в морского офицера Черноморского флота. Когда находишься на осадном положении, не до лирики.
По телефону из Ялты, Юрий Тюрин, начальник маяка «Ай-Тодор»: У нас все нормально. Вы поймите, я подневольный человек, я офицер, у меня есть приказ - не с кем не общаться. Никаких комментариев.
Ни в России, ни в Украине до сих пор не могут решить: захваты Маяков. Это конфликт политический, или судебный. Договор об аренде базы для Черноморского флота действует до 2017 года. Но Украина настаивает: о маяках в договоре ни слова. Но отдать маяки, значит оставить без навигационных знаков российский черноморский флот. Военные корабли одного государства будут зависеть от гидрографов другого.
Гидрографы в отставке теперь переживают за безопасность навигации. Уже объявили: захваченный ялтинский маяк будет работать автономно. Но автоматики хватит на месяц. Затем он не будет освещать путь судам. Под Ялтой остается Ай-Тодор петербуржца Юрия Тюрина.