Состояние рынков розничных продаж услуг сотовой связи в России и предварительные результаты работы компании ЕВРОСЕТЬ в 2005 году

Состояние рынков розничных продаж услуг сотовой связи в России и предварительные результаты работы компании ЕВРОСЕТЬ в 2005 году

Инфляция, по крайней мере, не увеличится, Доходы населения продолжат свой рост, Государство будет проводить последовательную и жесткую политику в области импорта сотовых телефонов, Сотовые операторы не захотят и не смогут начать серьезную дотацию сотовых телефонов, продаваемых с длительными контрактами.

1. Рынки розничных продаж услуг сотовой связи в России в 2005 году

1.1. Рынок розничных продаж сотовых телефонов в России в 2005 году

Рынок розничных продаж сотовых телефонов в России в 2005 году характеризовался:
1. Ростом объемов продаж в каждом из трех первых кварталов года по сравнению с продажами соответствующего квартала прошлого года,
2. Практическим равенством продаж в третьем и четвертом квартале 2005 года и меньшими продажами сотовых телефонов в четвертом квартале 2005 года по сравнению с продажами четвертого квартала 2004 года,
3. Закрепление на лидерских позициях по объемам розничных продаж сотовых телефонов в России компании NOKIA
4. Сравнительно быстрым ростом средней стоимости телефона, который определялся:
• Ростом доходов населения,
• Ростом количества салонов розничных сетей, предлагающих услуги потребительского кредитования, и, как следствие, рост объемов потребительского кредитования, где средняя стоимость проданного телефона значительно выше средней стоимости телефона на рынке,
• Увеличением объема реплейсмента телефонов,
• В августе и сентябре – некоторым дефицитом телефонов
• С августа - увеличением расходов компаний, связанных с растамаживанием и доставкой телефонов.
3. Ростом количества салонов крупнейших ритейлеров, а также слиянием и поглощением мелких ритейлеров крупными,
4. Ростом рынка розничных продаж б/у телефонов.
За 2005 года на российском рынке розничных продаж сотовых телефонов, по нашему мнению, было продано 33,5 млн. сотовых телефонов на сумму 5,5 млрд. долларов. В это количество включены все телефоны, продаваемые в розничных сетях России.
Для сравнения в 2004 году на российском рынке розничных продаж сотовых телефонов, по нашему мнению, было продано 30,3 млн. сотовых телефонов на сумму 4,3 млрд. долларов.
Т.е. рынок розничных продаж в 2005 году вырос по сравнению с рынком 2004 года:
• На 10% по количеству проданных телефонов,
• На 28% в объеме продаж в долларах.

Всего же за все время существования сотовой связи в России на конец 2005 года было продано в розничных сетях 96,9 млн. сотовых телефонов.
Т.е. за 2005 год было продано 35% всех телефонов, проданных к этому времени в России!
На диаграмме 3 приведены помесячные объемы розничных продаж сотовых телефонов в 3-4 кварталах в 2004 году и 2005 году.
Если в первой половине августа объем розничных продаж составил 1,6 млн. шт., то за вторую половину был продан 1 млн. телефонов. И далее рынок серьезно «просел».
В четвертом квартале 2005 года розничные продажи сотовых телефонов уменьшились по сравнению с розничными продажами четвертого квартала 2004 года на 15%.
А с учетом тренда роста рынка 2005 года примерно на 25% относительно рынка 2004 года, «проседание» рынка в четвертом квартале 2005 года составило около 40% относительно докризисных прогнозов.
Это произошло за счет увеличения розничных цен на телефоны в целом по России по сравнению с ценами до кризиса примерно на 15 – 17%. Рынок оказался достаточно эластичным. Однако, в дальнейшем, за счет снижения цен вендорами на выпускаемые до кризиса телефоны, цены на эти телефоны стали выше докризисных только на 3-5%. А цены на новые модели телефонов были уже установлены в розничных сетях с учетом полных таможенных платежей.

Средняя цена проданного в розницу в 2005 году сотового телефона составила 164 доллара.
Объем реплейсмента телефонов за 2005 года составил 65% от общего объема розничных продаж и был равен 21,8 млн. телефонов. Исходя из этого, можно сказать, что на сегодня средний срок замены телефона составляет в России 19 месяцев.
На диаграмме 5 приведена динамика изменения объема реплейсмента и среднего срока замены сотового телефона в России.

Уже во втором квартале 2005 года компания NOKIA стала лидером в розничных продажах сотовых телефонов в России, а в четвертом квартале компания увеличила отрыв от конкурентов.
Большой отрыв в доли розничных продаж сотовых телефонов в 4 квартале 2005 года компании NOKIA от компании SAMSUNG определило распределение розничных продаж сотовых телефонов по вендорам в компании ЕВРОСЕТЬ. Достаточно сказать, что доля продаж сотовых телефонов, например, в декабре в компании ЕВРОСЕТЬ составляла:
• компании NOKIA - 33%
• компании SAMSUNG – около 5%.
Проводимая дистрибутерская политика компании SAMSUNG с отрицанием реальностей рынка, особенно после «августовского» кризиса», и определила место этой компании в продажах сотовых телефонов за весь 2005 год.
На диаграммах 8 и 9 приведены доли розничных продаж сотовых телефонов в России по ценовым сегментам в розничных ценах в 2005 году в штуках и долларах соответственно.

В 2005 году повсеместно стала предлагаться на рынке услуга «Потребительское кредитование». Всего в 2005 году с этой услугой было продано 5 млн. шт. телефонов (а это 15% всех продаж телефонов на рынке в штуках) на сумму в розничных ценах 1,1 млрд. долларов.
Это составляет 5,5% ото всего объема потребительского кредитования по всем видам его в России.
Превышение средней розничной цены сотового телефона, проданного с этой услугой, над розничной ценой проданного телефона без этой услуги в России в 2005 году составило 70 долларов.
На диаграмме 10 приведена динамика изменения количества розничных продаж сотовых телефонов в РФ в 2004 и 2005 годах, а на диаграмме 12 - динамика изменения количества розничных продаж в РФ в 2005 году по сравнению с количеством розничных продаж в 2004 году.

Количество продаж сотовых телефонов на рынке России в декабре увеличилось по сравнению с продажами ноября:
• в 2004 году - на 75%,
• в 2005 году – на 67%.
В 2005 году по сравнению с 2004 годом на рынках МОСКВЫ и СЗФО произошло падение продаж сотовых телефонов, в то время как на других рынках объемы продаж выросли. Падение объясняется достижением насыщения рынка абонентов и уменьшением за счет этого первичных покупок телефонов.
Можно предположить, что в 2006 году падение суммарных продаж произойдет и в других ФО, а именно: ЦФО, ПрФО и ЮФО.

1.2. Рынок розничных продаж SIM-карт операторов сотовой связи в России в 2005 году
На диаграмме 12 приведена динамика изменения абонентских баз операторов сотовой связи в России (по данным операторов и маркетинговых агентств) и реальное, по нашему мнению, количество абонентов сотовой связи, а на диаграмме 13 – глубина проникновения сотовой связи.
Реальное количество абонентов рассчитано исходя из:
• количества проданных в рознице в России сотовых телефонов за все время существования сотовой связи (на конец 2005 года - 96,9 млн. шт.),
• учета изменения стандартов сотовой связи на территориях России за это время,
• изменения доходов населения,
• надежности сотовых телефонов,
• появления новых функциональных возможностей у сотового телефона,
• объема реплейсмента.

Всего в России в 2005 году, по нашему мнению, было продано 71,6 млн. шт. SIM – карт сотовых операторов. Это на 49% больше розничных продаж SIM – карт в 2004 году.

1.3. Российский ритейл в сегменте продаж услуг сотовой связи в 2005 году
Суммарное количество салонов операторов и ритейлеров, продающих услуги сотовой связи в России, на конец 2005 года составило 24160. Из них салонов компаний, входящих в ТОР-11 сотового ритейла, - 6435.
Основной тенденцией 2005 года явился процесс еще большей консолидации и структуризации ритейла и широкое развитие франчайзинговых схем работы его на рынке.


Из этой диаграммы видно, что наибольшие темпы развития имели в 2005 году компании ЦИФРОГРАД и ДИВИЗИОН.

Несмотря на то, что в целом по розничным продажам сотовых телефонов в 2005 году компания ЦИФРОГРАД была третьей на рынке, в декабре по доле рынка розничных продаж сотовых телефонов она вышла на второе место, опередив (правда на доли процента) компанию СВЯЗНОЙ.
Серьезно увеличила свою долю в конце года на рынке розничных продаж сотовых телефонов в России и компания ДИВИЗИОН, заняв в декабре пятую строчку в рейтинге крупнейших ритейлеров.
Из этой диаграммы видно, что 11 крупнейших ритейлеров в конце 2005 года суммарно имели 76% доли рынка розничных продаж сотовых телефонов России. А доля их салонов в суммарном количестве салонов связи в России на конец 2005 года составила 27%. Т.е. здесь почти напрямую работает закон Паретто.
И каждый средний салон компаний, входящих в ТОР-11 сотового ритейла, продает сотовых телефонов почти в девять раз больше, чем средний из остальных салонов.

2. Россия – один из лидеров мирового рынка продаж услуг сотовой связи в 2005 году
Т.е. на конец 2005 года каждый 16 абонент в мире – россиянин.

И доля России в мировом приросте абонентской базы составила в 2005 году 16%. Т.е. каждый шестой новый абонент в мире в 2005 году – россиянин.

Т.е. каждый 25 сотовый телефон в мире был куплен в российских салонах. И доля России в мировых продажах сотовых телефонов в 2005 году составила 4,2 %.

3. Розничный рынок предоставления услуг сотовой связи в рамках розничного рынка России
Розничный рынок России в 2005 году по данным ГКС составил около 230 млрд. долларов. Это значит, что сегмент розничных продаж сотовых телефонов составил 2,4% ото всего розничного рынка России.
По данным Центра развития объем потребительского кредитования в России составил в 2005 году 20 млрд. долларов. Это значит, что объем кредита в сегменте розничных продаж сотовых телефонов составил 5,5% ото всего объема потребительского кредитования в России.
В 2005 году изменился расстановка в рейтинге ТОР -10 по объему оборота крупнейших ритейлеров России вне зависимости от сегмента их работы. Как и в прошлом году в него вошли четыре ритейлера, продающих услуги сотовой связи: ЭЛЬДОРАДО, ЕВРОСЕТЬ, М-ВИДЕО и СВЯЗНОЙ. Если места ЭЛЬДОРАДО и СВЯЗНОГО по сравнению с прошлым годом остались неизменными 1 и 9 соответственно, то компания ЕВРОСЕТЬ в этом рейтинге поднялась с пятого места в 2004 году на второе в 2005 году.

4. Предварительные результаты работы компании ЕВРОСЕТЬ в 2005 году

В 2005 году компания открыла 1934 салонов и на 31 декабря 2005 года суммарное количество салонов компании в России, Украине, Казахстане, Белоруссии и Киргизии составило 3111. Т.е. количество салонов выросло за 2005 год на 164%.

В таблице 1 приведено количество салонов и городов присутствия компании в России и в странах СНГ на конец 2005 года.
Таблица 1
Страна Количество городов присутствия Количество салонов
Россия 732 2854
Украина 31 126
Казахстан 28 115
Белоруссия 3 11
Киргизия 1 5
ВСЕГО 795 3111
Для справки: в России городов и поселков городского типа с населением выше 20 000 человек - 1123. Т.е. салоны компании находятся в 65% этих городов.
Прирост городов присутствия компании за 2005 год составил по сравнению с 2004 годом 465 или 141%.
Суммарная торговая площадь салонов компании составила на конец 2005 года 119 000 кв.м и увеличилась по сравнению с торговой площадью салонов компании на конец 2004 года на 195%.
Средняя торговая площадь 1 салона компании на конец 2005 года составила 38 кв. м.
Количество сотрудников компании на 31 декабря 2005 года составило 33 500 человек.
Оборот компании за 2005 года составил 2 574 млн. долларов, что в 2,66 раза больше, чем оборот компании в 2004 году.

Выручка на 1 кв. метр торговой площади компании в декабре 2005 года составила 3224 доллара.
Количество чеков в розничной сети компании 2005 года составило 189, 5 млн. шт.


Компания Евросеть реализовала через собственную розничную сеть в 2005 году 9,11 млн. сотовых телефонов.
Доля компании в мировых продажах сотовых телефонов в конце 2005 года составила 1,2%, т.е. каждый 85 покупатель сотового телефона в мире делал это в салонах компании ЕВРОСЕТЬ.
Компания Евросеть продала в 2005 года 13,562 млн. SIM-карт операторов сотовой связи, что в 2,9 раза больше продаж 2004 года.
5. Прогноз развития рынков розничных продаж услуг сотовой связи в России на 2006 год
При неизменности методики расчета абонентских баз операторов она достигнет, по нашему мнению, к концу 2006 года 159 млн. SIM-карт.
При нынешней политике операторов количество проданных SIM-карт в России в 2006 году составит 67 млн. шт. Т.е. розничный рынок продаж SIM-карт в России в 2006 году уменьшится по сравнению с рынком 2005 года на 6%.
Количество проданных в розницу телефонов в России в 2006 году составит 35 млн. шт., т.е. количественный рост рынка составит около 5%.
А это значит, что к концу 2006 года реальными обладателями сотовых телефонов в России будут 74 млн. человек. Т.е. реальная глубина проникновения в России на конец 2006 год составит 51%.
Реплейсмент сотовых телефонов в 2006 году составит 69% от общего количества проданных телефонов или 24,2 млн. телефонов. Средний по России срок замены телефонов составит около 14 месяцев.
Суммарная выручка от розничных продаж сотовых телефонов в России в 2006 году составит 6,8 млрд. долларов. Т.е. рост рынка в денежном исчислении составит 25%.
Рынок оплаты услуг сотовых операторов составит в 2006 году около 14 млрд. долларов.
Из них, по нашей оценке, розничная оплата составит более 10 млрд. долларов.
Настоящий прогноз составлен, в том числе, исходя из следующих постулатов:
• Инфляция, по крайней мере, не увеличится,
• Доходы населения продолжат свой рост,
• Государство будет проводить последовательную и жесткую политику в области импорта сотовых телефонов,
• Сотовые операторы не захотят и не смогут начать серьезную дотацию сотовых телефонов, продаваемых с длительными контрактами.
6.Задачи и планы компании ЕВРОСЕТЬ на 2006 год
Основными задачами компании на 2006 год являются:
Широкое развитие розничных сетей в странах СНГ и Балтии,
Повышение эффективности работы российской части розничной сети компании,
Подготовка и запуск в коммерческую эксплуатацию MVNO.
Оборот компании в 2006 году составит около 4 млрд. долларов.