Владимир Самсонов: «Если из Академии Платонова уйдет волейбол – значит, я предал Алексеевича»

Владимир Самсонов: «Если из Академии Платонова уйдет волейбол – значит, я предал Алексеевича»

Питерский волейбольный «Спартак» проиграл два очередных матча прямому конкуренту, команде «TNK-BP» из Оренбурга, и теперь имеет все шансы вылететь в высшую лигу «Б», второй российский дивизион.

Питерский волейбольный «Спартак» проиграл два очередных матча прямому конкуренту, команде «TNK-BP» из Оренбурга, и теперь имеет все шансы вылететь в высшую лигу «Б», второй российский дивизион. Клуб, который прославили ныне покойные Вячеслав Платонов и Зиновий Черный, опускается все ниже и ниже. О том, что происходит с бывшим «Автомобилистом», корреспондент «Фонтанки» побеседовал с Владимиром Самсоновым, который до смерти Платонова тренировал «Спартак», а теперь стал в клубе вице-президентом.

- Почему вы оставили свой пост? Не хотите брать на себя ответственность, не хотите, чтобы «Спартак» вылетел из высшей лиги «А» с главным тренером Самсоновым?

- Ответственность за «Спартак» лежит на всех, кто работал вместе с Вячеславом Алексеевичем Платоновым в последние годы его жизни. Ее теперь с нас не снимет никто, никогда и ни при каких обстоятельствах. А превратиться в вице-президента мне пришлось, потому что мои силы и энергия после смерти Алексеевича понадобилась в другом месте. Нам нужно как можно скорее достроить Академию волейбола, чтобы не ходить с протянутой рукой. Как любил говорить Платонов, голодному нужно давать не рыбу, а удочку, чтоб он сам смог рыбу поймать. Академия с работающими гостиницей, кафе, офисными помещениями, реабилитационно-восстановительным центром, и будет «удочкой», которая позволит клубу свести концы с концами.

- А сколько нужно денег, чтоб вернуть «Спартак» в элиту российского волейбола?

- В мужской суперлиге бюджеты составляют в среднем от 7 до 10 миллионов долларов. Зарплата игроков доходит до полумиллиона. 2,5-3 миллиона долларов тратят те, кто в суперлиге стоят «на вылет». В нашей нынешней высшей лиге «А» минимальный бюджет – 500 000 долларов. Это те, кто, как и мы, находится в нижней части турнирной таблицы. Когда игроки от нас уходят, они получают в 8-10 раз больше. Вот и считайте, какие деньги нужны, чтобы вернуться в Суперлигу.

- Поговаривают, что есть идея объединить «Спартак» с «Невским Синдикатом» и создать одну сильную команду на базе двух слабых...

- Я тоже слышал слухи о нашем объединении. К нам пока никто ни с какими предложениями не обращался. Могу только сказать, что полтора года назад, когда «Спартак» еще был «Балтикой» и играл в Суперлиге, мы предлагали «Невскому Синдикату» объединиться. Мы тогда как раз лишились «пивных» денег из-за нового рекламного законодательства, но имели неплохие шансы сохранить место в Суперлиге, у них были амбиции сделать суперкоманду. К сожалению, нам отказали. А на сегодняшний момент я не вижу смысла объединяться.

- Но «Невский Синдикат» поднимается наверх, а «Спартак» опускается вниз.

- Мы с большой вероятностью на следующий год даже будем играть в одном и том же втором дивизионе. И что с того? На уровень второго дивизиона, когда Академия заработает в полном объеме, нам хватит и собственных средств. А я что-то не слышал, чтобы «Невский Синдикат» объявлял о готовности поднять бюджет на сезон до нескольких миллионов долларов.

- Это правда, что «Невский Синдикат» должен был строить вашу Академию?

- Правда. Но наш нынешний партнер, «Еврострой», предложил вложить в два раза больше денег. Плюс он оказался единственной в Санкт-Петербурге строительной фирмой, согласившейся построить нам весь спортивный комплекс «под ключ», а не выполнить работы на определенную сумму. А когда строительство еще не началось, эти люди помогали нам сохранить старую команду. «Спартак» покатился бы вниз гораздо раньше, еще будучи «Балтикой», если б «Еврострой» не решил квартирный вопрос для восьми игроков. Сегодня спонсор, помимо всего прочего, содержит вторую команду нашего клуба. В общем, мы не перестаем благодарить эту компанию...

- В Академии 7 000 квадратных метров площади. Не многовато для базы волейбольного клуба?

- А она и не будет просто базой волейбольного клуба. Она будет именно Академией волейбола, как ее и задумывал Вячеслав Платонов. Здесь будут проходить судейские курсы и семинары, включая международные, тренерские курсы вплоть до уровня Международной федерации волейбола. Здесь разместится питерская федерация волейбола, и уже проходят ее заседания. Мы находим точки соприкосновения с детскими тренерами, потому что Академия должна учить. И мы будем учить ребят волейболу. Иногородние пацаны смогут жить при Академии, как в обычном спортивном интернате. У нас уже есть договоренность с одной из школ Петроградского района, что они будут там учиться. Для детей Петроградского района Академия станет районной волейбольной ДЮСШ, причем заниматься волейболом дети будут здесь бесплатно.

- Думаете, к вам поедут таланты со всей страны?

- Школа Платонова когда-то считалась лучшей в СССР. Все ехали в Ленинград к Платонову. Я и сам в свое время приехал к нему мальчишкой, прошел через дубль, главную команду, поднимался на пьедестал союзного чемпионата, был в сборной, а с 97 года работал у Вячеслава Алексеевича вторым тренером. Мне, как человеку, очень повезло в жизни – я учился у Платонова мастерству. Но есть не только я. С первой командой работает Андрей Толочко, много лет игравший у Алексеевича. Со второй командой работает игравший у Платонова Кирилл Плешаков. К нам приходит Саша Ермилов, выигравший с Вячеславом Алексеевичем Олимпиаду-80. Есть люди, работавшие под руководством Платонова в последние 7-8 лет его жизни. Наша общая задача – продолжить дело великого тренера. Чтобы команда вышла на достойный уровень, чтобы в Питер снова захотели приезжать игроки, чтобы Академия стала настоящим домом волейбола. Для меня это еще и личный долг перед Учителем.

- То есть в будущем Академия не намерена зарабатывать себе на жизнь дискотеками, рок-концертами и т.д.?

- Этот зал – детище Вячеслава Платонова. Его «вынашивали» 6 лет. Сейчас он практически готов, осталось перетерпеть совсем немного, каких-то 3-5 месяцев. Потом Академия встанет на ноги, и перед нашей главной командой можно будет ставить другие задачи - думать о повышении в классе, искать спонсоров. Но в каком бы дивизионе «Спартак» ни выступал, в доме на Вязовой, 10 должен всегда жить волейбол. Здесь не будет тенниса, здесь не будут собираться религиозные секты, здесь не будет ни Кашпировского, ни дискотек. Это дом волейбола. Любой другой вариант, в какую бы красивую обертку он ни был завернут, для меня лично будет означать, что я предал Алексеевича.

Беседовал Дмитрий Ильин