Авиадиспетчеры состязаются в мастерстве

Авиадиспетчеры состязаются в мастерстве

Ошибки пилотов и диспетчеров. По статистике, именно это - основная причина чрезвычайных ситуаций. Профессионалы, которые...

Ошибки пилотов и диспетчеров. По статистике, именно это - основная причина чрезвычайных ситуаций. Профессионалы, которые сегодня собрались в Университете Гражданской авиации – делают полеты безопасными.Там продолжается финал Всероссийского конкурса авиадиспетчеров. Репортаж Павла Дьяконова.

«Кто и когда построил первый самолет в России»? – первый вопрос первого этапа конкурса авиадиспетчеров вызывает в зале оживление и смех. Однако то, что первокурсники узнали на самом первом занятии, у зрителей постарше становится темой целой дискуссии. Для знающего человека в той истории не все однозначно.

Олег Алексеев, генеральный директор госкорпорации по организации воздушного движения: В любом случае, эта часть профессиональных состязаний только кажется самой легкой, но и она необходима: отличная память и умение переключаться на решение самых разных задач – непременное требование к диспетчеру. Каждую минуту своего дежурства воздушный регулировщик отвечает за жизни нескольких сот человек. Никите Заболоцкому приходилось вести и по 15 бортов.

Никита Заболоцкий, авиадиспетчер: Для Якутска, где я работаю, допустимо 7 бортов одновременно сопровождать. То есть это уже повышенная нагрузка. Очень много с переменным профилем, трассы все неразведенные, нет такого как в Питере: маршруты входа, выхода…

Диспетчерские тренажеры – несомненно, главная арена этих состязаний. Конкурсные задания на них будут выполнять завтра, сегодня – знакомство с техникой и особенностями местности, над которой придется «водить» самолеты. В жизни, чтобы работать на новом аэродроме, диспетчер должен стажироваться не менее полугода. Но соревнуются лучшие из лучших, поэтому в ситуацию вникают практически с ходу.

Для организаторов этот конкурс - не самоцель, а возможность распространения передового опыта и навыков управления воздушным движением. У «человеческого фактора», который называют самой распространенной причиной происшествий, есть другая, полезная сторона - уникальные навыки и профессиональные хитрости – это ведь тоже человеческий фактор, но со знаком «плюс». И какими бы умными не становились машины, эту работу им доверят еще очень нескоро.

Олег Алексеев, генеральный директор госкорпорации по организации воздушного движения: Мы сейчас сами не знаем, как оценивать работу диспетчера. У всех очень разные задачи…

"Небо такое больше, почему же в нем тесно?" На первом курсе в ответ на этот дилетантский вопрос рассказывают о воздушных коридорах, которые совсем не широки, о сложной воздушной обстановке и эшелонах с ориентирами. Но с опытом каждый диспетчер находит свой собственный вариант ответа.

Олег Алексеев, генеральный директор госкорпорации по организации воздушного движения: То же самое, как если в темной квартире пытаться наощупь добраться от спальни до кухни – вот что будет без диспетчера.