Автоимпорту нужно место в порту Петербург

Автоимпорту нужно место в порту Петербург

Растущий импорт машин в Россию уже с трудом помещается в финских портах. А в петербургский порт даже и не пытается войти.

Растущий импорт машин в Россию уже с трудом помещается в финских портах. А в петербургский порт даже и не пытается войти.

Финское направление доставки автомобилей в Россию подошло к пределу пропускной способности. Об этом заявил владелец группы компаний "Рольф", ведущего автоимпортера России, Сергей Петров. На страницах «Ведомостей» он пожаловался: «Последние 7 лет мы показываем ежегодно почти 100%–ный рост оборота. Наши объемы — в 2005 г. мы продали почти 110 000 машин — уже разрушают логистическую цепочку. У конкурентов тоже большие объемы. Финляндия, через которую идут поставки автомобилей, не резиновая. Зона хранения машин в финских портах может пропустить 250 000 автомобилей в год. Это все надо провезти, погрузить на автовозы, доставить дилерам. Все без сбоев и с прибылью".
Аналитики специализированного информационного агенства Seanews считают «абсолютно точными» данные о том, что 80% импортных новых легковых автомобилей завозится через Финляндию. Возможно, ситуация даже сложнее, чем ее представил Сергей Петров.

Худшее впереди
DP.RU уже приводил данные PricewaterhouseCoopers: импорт подержанных автомобилей уже два года подряд стабильно держится на уровне 320 тыс. штук в год, ввоз новых машин вырос за 2005 г. почти вдвое и составил 410 тыс. штук. То есть всего в Россию за прошлый год ввезли около 750 тыс. легковых автомобилей.
Проблемы с финскими портами у автодилеров возникают и в связи с забастовочным движением. Власти Евросоюза думают, как сделать рынок портовых услуг более открытым для конкуренции. Портовые работники отвечают массовыми общеевропейскими акциями протеста. За короткий срок с ноября 2005 г. по январь 2006 г. их было уже две. Прикинуть убытки участников бизнеса по ввозу иномарок в Россию, чьи логистические цепочки строятся через финские порты, позволяют цифры, которые уже приводил DP.RU.
По данным Морской администрации порта Санкт–Петербург через финские порты в Россию импортируется около 500 тыс. автомобилей в год. Стоимость пробега фуры из Финляндии до Петербурга составляет $1500. Стоимость ввоза одной машины, включая финские тарифы на обслуживание и перевалку груза, составляет $1–2 тыс.

Мимо Петербурга
Практически ничего от этого пирога в $1 млрд почему-то не достается крупнейшему порту восточной Балтики — Петербургу, при том, что 7–10% всех новых импортных машин покупают именно петербуржцы и жители Ленобласти. В городские автосалоны иномарки завозятся, как правило, через Москву, куда попадают… из Финляндии.
На российском берегу Финского залива есть какие угодно терминалы. Здесь перегружают лес, рыбу, минеральные удобрения, металл. Есть угольные мощности в Усть–Луге, нефтеналивные в Приморске и в Петербурге. Контейнерных комплексов тоже несколько — «Большой порт Санкт–Петербург» в прошлом году стал первым на Балтике портом, перевалившим за год более миллиона контейнеров.
Нет пока только морского пассажирского и автомобильного комплексов. Терминал по приему пассажирских судов начали строить на Васильевском острове и назвали городским стратегическим проектом «Морской фасад». На территории, предназначенные для развития нового грузового района порта в зоне Бронка — Ломоносов, уже претендуют проекты контейнерного, нефтеналивного и битумного терминалов. В Усть–Луге прикидывают, не заняться ли контейнерами. О проектах создания мощностей по приему и перегрузке на сухопутный транспорт автомобилей ничего пока не известно.

Обратная тяга
Проблемы усилятся, когда автомобили пойдут не только в Россию, но и в противоположном направлении.
Как минимум один производитель уже заявил, что собираемые в России машины предназначены не только для внутреннего рынка, но и на продажу в Европе. Это Toyota, которая проектирует завод в Шушарах для производства 200 тыс. машин Toyota Camry в год. Объем инвестиций в проект — около 4 млрд рублей. Предприятие начнет работать в 2008 г.
Из–за проблем с профсоюзами несколько задерживается с реализацией своих планов Volkswagen. Однако вряд ли концерн откажется от планов строительства завода по сборке Skoda Octavia и VW Pointer в подмосковном Ступино. Через 5 лет после запуска завод должен выйти на производственную мощность 250 тыс. автомобилей в год.
По 60 тыс. машин намерены производить уже в 2006 г. всеволожский Ford и московский завод по производству автомобилей Renault «Автофрамос».
ОАО «Северсталь–авто» подписало соглашение с руководством Fiat о производстве итальянских автомобилей на заводе микролитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах. Первоначально планируется сборка двух моделей: малолитражки Palio (10 тыс. в год к 2008 г.) и семейного седана Albea (20 тыс. в год к 2008 г.).
Можно предположить, что многие сборочные производства в России рано или поздно начнут поставлять свою продукцию за рубеж. Эта обратная тяга наверняка захлопнет для кого-то из автоторговцев российско–финское логистическое окно.