Кабинет еще не построен

Кабинет
еще не построен

Литография по рисунку уже знакомого читателям французского художника М.-Ф. Дамам-Демартре, относящемуся к 1790-м годам, вновь изображает Фонтанку, но на сей раз вниз по течению, в направлении Аничкова моста, который и занимает здесь центральное место.

Литография по рисунку уже знакомого читателям французского художника М.-Ф. Дамам-Демартре, относящемуся к 1790-м годам, вновь изображает Фонтанку, но на сей раз вниз по течению, в направлении Аничкова моста, который и занимает здесь центральное место. Внешне он ничем не отличается от шести прочих каменных переправ через Фонтанку, сооруженных в 1780-е годы по одному и тому же типу: четыре гранитные башни с укрытыми внутри механизмами и свисающими цепями для подъема среднего, деревянного, пролета. В 1841 году Аничков мост первым из своих собратьев подвергся перестройке, лишившей его прежнего облика, но взамен украсился знаменитыми клодтовскими скульптурами.

С левой стороны, на углу Нев-ского проспекта, стоит трехэтажный дом со скромным, сдержанным фасадом в классическом стиле. Построен он был архитектором Ф. И. Демерцовым на исходе XVIII столетия для семейства князей Белосельских-Белозерских, владевших этим участком с 1797 по 1884 годы. Свой нынешний необарочный вид во вкусе растреллиевских дворцов здание приобрело после перестройки по проекту А. И. Штакеншнейдера, совпавшей по времени с перестройкой Аничкова моста.

\

Первоначальный владелец дома князь Александр Михайлович Белосельский, известный как большой любитель нескромных стихов, однажды едва не пострадал из-за своего пагубного пристрастия: император Павел пожелал лично ознакомиться с рукописью его виршей к оперетке «Оленька» самого скандального свойства. Лишь вмешательство молодого в ту пору Н. М. Карамзина, исправившего по усиленной просьбе князя все «подозрительные места», спасло стихотворца от неминуемого царского гнева.

\

За княжеским особняком виднеется приземистое двухэтажное подворье Троице-Сергиевой лавры, обосновавшееся на этом месте еще в 1733 году, а еще дальше — внушительные барские палаты, сооруженные священником Федором Дубянским, духовником государыни Елизаветы Петровны, перешедшие после его смерти к наследникам покойного пастыря. На противоположном берегу Фонтанки мы не увидим привычной для наших глаз колоннады «Кабинета» при Аничковском дворце — ее еще нет, она появится лишь в 1803 — 1805 годах.

\

На изображенной на первом плане набережной, в особенности на пологом спуске к воде, множество народу: на причаленном к гранитной стенке «портомойном» плоту прачки полощут белье, а стоящие поодаль мужики черпают ковшами ту же воду, которая, будем надеяться, предназначалась не для питья, а для хозяйственных нужд! Скользящие по волнам юркие ялики вносят в эту превосходно написанную бытовую сценку дополнительное оживление.