Тоска по любимой игревозвратила в большие шахматы Гату Камского

Тоска по любимой игревозвратила в большие шахматы Гату Камского

возвратила в большие шахматы Гату КамскогоАлександр КРУГЛИКОВСостоявшийся в конце прошлого года в Ханты-Мансийске Кубок мира был примечателен еще и тем.

возвратила в большие шахматы Гату Камского
Александр КРУГЛИКОВ

Состоявшийся в конце прошлого года в Ханты-Мансийске Кубок мира был примечателен еще и тем, что это первое крупное соревнование, в котором участвовал возвратившийся после длительного перерыва в шахматы известный американский гроссмейстер, в прошлом наш земляк Гата Камский.

В Ханты-Мансийске Гата сыграл неплохо. Он занял десятое место и теперь будет участвовать в борьбе за звание чемпиона мира. Любопытно, что на одном из этапов турнира Камский встречался со своим однокашником по Ленинградскому дворцу пионеров Константином Сакаевым.

\

В детстве два этих гроссмей-стера по праву считались надеждой ленинградских шахмат. Их родители внимательно следили за успехами своих детей. Причем отец Гаты Рустам очень переживал, когда Костя добивался лучших результатов, нежели его сын. Камский-старший не раз говорил: «У них нормальные условия, а мы живем в коммунальной квартире».

\

...Мне довелось достаточно близко знать Рустама Камского. Помню, осенью 1986 года мы возвращались из городского шахматного клуба. Моросил мелкий дождь, дул пронизывающий ветер. Рустам рассказывал о сыне, которого воспитывал один. К слову, он всегда очень настойчиво просил не спрашивать его о матери Гаты.

\

«Моя задача — сделать Гату чемпионом мира. И я добьюсь этого», — говорил Рустам. В тот момент будущему гроссмейстеру едва исполнилось 12 лет.

\

Камский-старший посвятил себя сыну. Не жалел денег на тренеров, которые занимались с Гатой в индивидуальном порядке. Рустам строго следил за тем, чтобы мальчик соблюдал режим, был требователен, а порой резок и груб. Слабо разбираясь в шахматах, он часто отчитывал сына за, как ему казалось, плохую игру. У окружающих это вызывало улыбку. Но самому Гате было не до смеха: после поражения он нередко получал от отца подзатыльник.

\

Когда Камскому-младшему не было еще и тринадцати, он стал чемпионом СССР по шахматам среди юношей до 18 лет. Вскоре он первый и последний раз играл в финале чемпионата нашего города, где разделил 7 — 10-е места при 18 участников. А затем случилось неожиданное: после поездки за границу Камские не вернулись домой. Они перебрались в США.

\

Первое время после отъезда карьера талантливого юноши развивалась очень стремительно. В 1990-м году Гата стал международным гроссмейстером. Спустя четыре года он дошел до финального матча претендентов, где уступил будущему чемпиону мира Вишванатану Ананду. А летом 1996 года уже играл с Анатолием Карповым поединок за звание чемпиона мира по версии ФИДЕ. Но потерпел чувствительное поражение.

\

Вскоре поползли слухи, что Гата Камский бросает шахматы. Осенью того же года я находился в Нью-Йорке. И, конечно, связался с Рустамом. Дверь дома в Бруклине, где жили Камские, была открыта: гостя ждали. После приветствий Рустам коротко произнес: «Гата, поздоровайся с соотечественником». Из маленькой комнаты навстречу вышел высокий, стройный и довольно симпатичный молодой человек. Это и был Гата Камский.

\

«Пойдемте вниз, там и поговорим», — сказал отец шахматиста. Я попросил разрешения, чтобы Гата сам ответил на несколько вопросов. «Не надо», — отрубил Камский-старший.

\

«Мы бросаем шахматы в знак протеста», — произнес Рустам и начал перечислять причины, побудившие принять такое решение. Он говорил о том, что во время матча его сына с Карповым сопернику помогала группа компьютерщиков, которые находились рядом с комнатой отдыха Анатолия Евгеньевича. «Карпов, Каспаров и руководство ФИДЕ никогда не позволят Гате стать чемпионом мира», — мрачно констатировал Рустам. Я пытался возражать, но быстро понял, что это бесполезно.

\

Гата сначала учился в медицинском колледже, затем сменил специальность и стал адвокатом. Женился, в его семье растет сын. Но тоска по любимой игре все острее давала о себе знать, и он стал захаживать в манхэттенский шахматный клуб.

\

И в конце концов Камский вернулся в большие шахматы. Журналисты дружно отметили, что за минувшие годы Гата вышел из-под опеки отца и теперь уже не боится самостоятельно давать интервью. Вскоре после Ханты-Мансийска гроссмейстер отправился на супертурнир в Вейк-ан-Зее, который финиширует в ближайшее воскресенье. Правда, сыграл на этом соревновании он не слишком удачно.

\

Что, впрочем, и неудивительно. Чтобы после столь долгого отсутствия обрести былую форму, требуются силы и время. Гате Камскому сейчас 31 год. И хотя за последнее время шахматы здорово помолодели, у него еще есть шансы вернуться в гроссмейстерскую элиту.

\

Но одно очевидно: организаторы турниров будут теперь охотно приглашать американского гроссмейстера. Ведь его участие заметно повышает интерес к любому соревнованию.