У Симеоновского башенного моста

У Симеоновского башенного моста

Вообще говоря, к исторической достоверности гравированных видов Петербурга, исполненных по рисункам М.-Ф. Дамам-Демартре, следует относиться с изрядной долей осторожности: на них немало фантастических подробностей, и они весьма далеки от топографически точных зарисовок Б.

Вообще говоря, к исторической достоверности гравированных видов Петербурга, исполненных по рисункам М.-Ф. Дамам-Демартре, следует относиться с изрядной долей осторожности: на них немало фантастических подробностей, и они весьма далеки от топографически точных зарисовок Б. Патерсена или И.-Г. Майра. Тем не менее некоторые из работ французского мастера помимо чисто художественных достоинств обладают, кроме того, ценностью документальных свидетельств.

Такова, например, гравюра с изображением набережной Фонтанки между Аничковым и Симеоновским мостами. На ней, как и во многих других произведениях Дамам-Демартре, очень красочно запечатлена пугающая, но одновременно чем-то притягательная для теплолюбивых французов пресловутая «русская зима» с обилием снега и льда. Облака дыма из многочисленных печных труб хорошо передают атмосферу ясного морозного дня.

\

С правой стороны за высоким деревянным забором виден обреченный на снос бывший Итальянский дворец императрицы Екатерины I, где с 1798 года обосновалось училище ордена св. Екатерины для благородных девиц, преимущественно «сирот бедного состояния». В скором времени на его месте выстроят ныне существующее здание (арх. Д. Кваренги). Гравюра М.-Ф. Дамам-Демартре — одно из редких дошедших до нас изображений снесенного дворца, оставившего память о себе в названиях Большой и Малой Итальянских улиц (ныне ул. Жуковского), а также несохранившегося Итальянского сада.

\

Позади дворца виднеются обширные палаты графа Шереметева, а за ними — колокольня и купол церкви праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, возвышающиеся над окрестной жилой застройкой. Приглядевшись, можно различить у Симеоновского моста с гранитными башнями (так он выглядел с 1785 по 1859 год) большую прямоугольную полынью, вырезанную в толстом льду Фонтанки заготовителями этого весьма полезного в домашнем быту материала — ведь холодильников в ту пору не было!

\

На переднем плане расстилается покрытая рыхлым снегом и кажущаяся неимоверно широкой набережная, оживляемая пешеходами и санными повозками. Центральная фигура в низкой треуголке и с тростью в правой руке удивительно напоминает И. С. Брызгалова, заведовавшего придворными служителями. Император Павел назначил его кастеляном Михайловского замка с обязанностью наблюдать за поднятием и опусканием подъемных мостов. После убийства государя Брызгалов в течение сорока лет, до самой смерти, всюду появлялся в павловской форме, вызывая всеобщий смех и удивление.

\

Почти в том же самом виде он запечатлен на знаменитой панораме Невского проспекта 1830-х годов В. С. Садовникова. Впрочем, в момент создания рисунка павловская форма, по-видимому, еще была общепринятой (Дамам-Демартре работал в Петербурге с 1796 по 1804 год), а посему не пробуждала подобных чувств у прохожих...