Семейная медицина в Петербурге

Семейная медицина в Петербурге

В России семейная медицина, в отличие от той же Франции, где она полностью остается частной, существует в основном в рамках обязательного медицинского страхования.

В России семейная медицина, в отличие от той же Франции, где она полностью остается частной, существует в основном в рамках обязательного медицинского страхования. То есть, по сути, остается бесплатной. Как работает типичное для Петербурга отделение врачей общей практики? Репортаж Натальи Жуковой:

Кабинет Елены Кононовой на отделении врачей общей практики. Ассистирует медсестра, очередей нет, раздельные часы для детей и взрослых. За семь лет работы клиники пациенты выучили – в четверг кровь сдают маленькие, в понедельник – ЭКГ делают тем, кто постарше. Походы сюда предпочитают вызову на дом - редкий случай в медицине – как и само отделение

Когда этой поликлинике требуется акушер-гинеколог, десятки врачей согласны даже на временную ставку, наперебой предлагают услуги. А вот участкового терапевта не найти. Работа тяжелая, зарплата маленькая, все вместе, как говорят «непрестижно». Звание семейного доктора способно расширить горизонты скромного врача по вызовам и позволить забыть слова институтских профессоров «только неудачники идут в амбулаторную сеть».

Переподготовка превратила Кононову из участкового терапевта в семейного доктора. В 98-м – первый год работы отделения – доверия к врачам общей практики не было - приятнее идти на прием к узкому специалисту или проверенному участковому. Слово «общий» читали как «поверхностный». Рома этих времен не застал, доктора воспринимает как члена семьи, делится новостями ремонта.

В семьях болеют «старый и малый». Главный довод защитников общей медицины – педиатр не разберется в старческих болезнях. Семейному доктору проще обследовать детей – он знает слабые места взрослых.

Ольга Лобанова, пациент: Вот у моей мамы проблема с печенью, она есть и у меня. Слава богу, с сердцем не так проблемы наследственные, и доктору эту ниточку прослеживать легче.

Второй козырь – постоянство – у знакомого доктора стетоскоп не такой холодный, смена лиц тяжела для пожилых пациентов.

Клавдия Монахова, пациент: Здесь гораздо спокойнее близко, для нас, старых и пожилых людей, мы всегда у одного врача. Там когда мы были, в той поликлинике, врачи часто менялись.

Ревность педиатров к новому профилю семейный доктора не комментируют, но без узких специалистов здесь не обойтись – если того требует диагноз.

Елена Кононова, врач общей практики: Не каждого больного, который пожалуется на боли в сердце, я направлю к кардиологу. Я буду лечить его сама. Ну если уже возникнут какие-то серьезные осложнения, я его направлю к врачу-кардиологу. Опять же, если сложный случай, направлю на консультацию, если нет - буду сама.

«Я хочу ходить по вызовам» - от первокурсника мединститута такое не услышишь. Врачи общей практики надеются - институт семейной медицины вернет студентам заинтересованность в профессии, а еще молодежь привлечет адреналин, здесь его не меньше чем у хирургов.

Ирина Забурко, главный врач государственного учреждения «Городская поликлиника № 43»: Принять решение, находясь один на один с пациентом, сразу назначить лечение, поставить диагноз, госпитализировать или оставить его на лечение в поликлинике, назначить ему какую-то консультацию - у него нет времени на раздумывание.

Зато время на обучение от будущих семейных врачей скоро потребуется. Одно из направлений программы «Здоровье» - переподготовка участковых и педиатров. Медики говорят, профессии никогда не поздно учиться. Только спорят что важнее – знания или энтузиазм.