За чашкой чая на балконе

За чашкой чая
на балконе

На сей раз объектив петербургского фотографа Карла Буллы наряду с обычной уличной сценкой запечатлел быстротечное мгновение из жизни двух корпусов дома № 90 — 92 на Невском проспекте.

На сей раз объектив петербургского фотографа Карла Буллы наряду с обычной уличной сценкой запечатлел быстротечное мгновение из жизни двух корпусов дома № 90 — 92 на Невском проспекте. К большому сожалению, тому, который находится с правой стороны (на снимке видна лишь его небольшая часть), в скором времени суждено будет исчезнуть с лица земли. Точнее говоря, неузнаваемо измениться после капитальной перестройки и расширения, осуществленных в 1903 — 1904 годах. Единственным утешением может служить то, что тем самым был устранен явный стилистический диссонанс между двумя лицевыми флигелями, служащими как бы кулисами третьему, расположенному в глубине участка. Отныне все домовые корпуса приняли единообразный вид, выдержанный в духе поздней эклектики.

На Невском проспекте существуют еще три подобных «кулисных» ансамбля — при лютеранском, католическом и армянском храмах, но лишь один — при жилом здании, что является его примечательной особенностью. Некогда дворовый флигель был деревянным, и с него-то собственно и началась длинная история данного участка. Первой владелицей и устроительницей загородной усадьбы, существовавшей здесь еще при императрице Елизавете Петровне, явилась статс-дама княгиня Анна Львовна Трубецкая, незадолго перед тем овдовевшая и решившая удалиться подальше от шума городского.

\

Выбор ее оказался очень удачным: теперь трудно в это поверить, но в середине XVIII века в этом отдаленном уголке, считавшемся пригородом Петербурга, царствовали почти невозмутимый покой и тишина, лишь изредка нарушаемые стуком экипажей да похоронными процессиями, направлявшимися к Александро-Невскому монастырю (тогда еще не лавре). Вынужденное присутствие Анны Львовны в столице объяснялось ее придворными обязанностями, однако сразу же после увольнения от службы престарелая княгиня перебралась в Москву, продав свои хоромы с разбитым вокруг них обширным садом квартирмейстеру И. Г. Амосову.

\

Тот увеличил первоначальные владения, прикупив к ним два смежных участка по обеим сторонам, и приступил к возведению каменного трехэтажного флигеля (ныне дом № 92), изначально замышлявшегося как доходный. В начале 1790-х годов очередной владелец, сенатор П. И. Пастухов, выстроил симметричный корпус с левой стороны (дом № 90), по размерам и стилю очень близкий к первому, и немедленно начал сдавать оба флигеля в аренду под торговые и жилые помещения, сам же с семейством занимал деревянные хоромы.

\

Выпускник Сухопутного шляхетного корпуса Петр Иванович Пастухов прослыл довольно известным педагогом и в свое время занимал должность одного из воспитателей великого князя Павла Петровича. Взойдя на престол, император с необыкновенной щедростью наградил своего бывшего наставника, пожаловав ему около двух тысяч крестьянских душ. Правда, пользоваться царскими благодеяниями Пастухову пришлось недолго: в 1799 году бренные останки сенатора отправились по накатанной колее мимо окон его собственного дома на кладбище Александро-Невской лавры.

\

В дальнейшем, сменив еще одного хозяина, участок оказался в цепких руках купца П. Ф. Меняева, а затем — его наследников, которым принадлежал до самой национализации. На исходе XIX столетия деревянный особнячок в глубине двора уступил место нынешнему каменному зданию, после чего правый трехэтажный флигель оказался едва ли не последним напоминанием о старине. В 1840 — 1850-х годах в нем проживал печально знаменитый литератор Ф. В. Булгарин, любивший посидеть за чашкой чая в халате и с длинной трубкой в руках на том самом балконе третьего этажа, что хорошо виден на фотографии.

\

В новейшие времена на балконной решетке появилась надпись «Гимназия Ставиской», но ей недолго суждено было там провисеть, как недолго оставалось существовать и самому балкону. Пройдет еще год или два, и старый дом — случайно уцелевший обломок екатерининской эпохи — совершенно изменит наружный вид, а вместе с ним и рекламные вывески...

\

Фотография из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов