Придворный художник в объективе фотокамеры

Придворный художник
в объективе фотокамеры

В Эрмитаже в Концертном зале Зимнего дворца завершается выставка «При Дворе русских императоров. Произведения Михая Зичи из собрания Эрмитажа».

В Эрмитаже в Концертном зале Зимнего дворца завершается выставка «При Дворе русских императоров. Произведения Михая Зичи из собрания Эрмитажа». Михаил Александрович Зичи, 1827 — 1906, знаменитый венгерский живописец и рисовальщик, был приглашен в 1847 году в Россию для преподавания рисования великой княжне Екатерине Михайловне, дочери великого князя Михаила Павловича.
Почти вся его дальнейшая жизнь прошла в Петербурге. Он удостоился чести быть придворным художником и создал множество рисунков и акварелей на темы жизни императорской семьи (приемы, охоты, балы, церемониальные события). А вот многим ли известно, что работы Зичи заняли свое место в истории... петербургской фотографии?

Напомним: до середины XIX века репродуцирование картин знаменитых художников находилось в руках граверов. С гравированных медных и стальных досок печатали сотни оттисков. Окантованные гравюры украшали интерьеры любителей живописи со средним достатком.

\

Появление фотографии удешевило репродуцирование художественных произведений. Одним из первых в России обратил внимание на новые возможности фоторепродуцирования пионер русской художественной фотографии Вильям (Василий Андреевич) Каррик, шотландец по национальности, сын кронштадтского лесоторговца. Он окончил петербургскую Академию художеств по классу архитектуры, во время учебы частным образом брал уроки акварельной живописи у Александра Брюллова. После окончания академии во время поездки в Италию Каррик увлекся фотографией. Его ателье помещалось на последнем этаже дома № 19 по Малой Морской улице. Крыша и одна стена комнаты, где происходила съемка портретов, были застеклены. Сохранились фотопортреты работы В. Каррика, запечатлевшие известного ученого Д. И. Менделеева, декабриста С. И. Кривцова, второго мужа Н. Н. Пушкиной П. П. Ланского, писателя В. М. Гаршина, поэта Н. А. Некрасова.

\

Вторым увлечением фотографа было фотографирование простого люда на улицах Петербурга и в его окрестностях. Постепенно сложилась коллекция «Русские типы» (извозчики, продавцы, дворники, фонарщики, крестьяне), за которую В. Каррик получил золотую медаль на международной выставке в Лондоне. Коллекцию пожелала видеть императрица Мария Александровна. Каррик отобрал 80 лучших отпечатков и сам отвез их во дворец. Почти все фотографии, за исключением семнадцати, были приобретены.

\

Третьим направлением в творчестве Каррика было фотографирование картин художников. Сохранились его фотографии с произведений Н. Н. Крамского, И. П. Прянишникова, К. Ф. Гуна, Н. Н. Ге и других мастеров.

\

Особо тесным было сотрудничество Вильяма Каррика с венгерским художником М. Зичи. Они познакомились зимой 1863/64 гг. на пятничных вечерах петербургских художников. Зичи в качестве придворного художника был загружен срочным выполнением высочайших заказов. Особенно его утомляло механическое копирование своих акварелей, предназначавшихся императором в подарок.

\

Каррик предложил Зичи фотографировать его акварели в размер оригинала и после одобрения императора печатать столько фотографий, сколько нужно для подарков придворным. Фотокопия оценивалась в 10 рублей, пять получал фотограф, пять — художник.

\

«Я заехал сегодня к Зичи, — писал Каррик матери в Лондон в январе 1864 года. — Он только что был у императора и был в вицмундире с двумя висящими крестами, один на шее, другой в петлице».

\

Сотрудничество художника и фотографа было плодотворным и в творческом, и в коммерческом плане. «Я сделал очень удачную копию с картины Зичи, сделав четыре хороших негатива, чтобы напечатать снимки и выполнить заказ императора. Я отнес ему первый отпечаток, было очень приятно видеть, какое сильное впечатление он произвел. Мы хорошо с ним ладим, он относится ко мне с добротой и радушием и настаивает на том, чтобы я чаще бывал у него по вечерам. У нас были долгие разговоры о фотографии...» И далее: «Он (Зичи) с нетерпением ждет разрешения императора фотографировать его работы, количество которых достигает примерно 360 акварелей в альбоме императора», — пишет В. Каррик.

\

Однажды в ателье появился граф П. К. Ферзен с повелением императора сфотографировать акварель М. Зичи «Император Александр II на охоте» и сделать 25 отпечатков размером 15 х 12 дюймов. Через несколько дней Каррик писал в Лондон: «После чая я пошел к Зичи, но он был на балу у императора и должен был возвратиться поздно вечером. Я оставил отпечатки у него». На следующий день фотограф снова был у Зичи, и он сказал, что император был «восхищен результатом».

\

Успех фотографий Каррика с акварелей Зичи был так велик, что их стали продавать в магазинах эстампов Фельтена в Петербурге и Москве. Творческое сотрудничество прекратилось лишь в 1874 году в связи с отставкой Зичи с должности придворного художника и отъездом из России.

\

Через несколько лет, 11 ноября 1878 года, после сильной простуды скончался Вильям Каррик. Его фотоателье наследовал приемный сын Григорий Каррик. Не обладая даром отчима в области художественной фотографии, Г. Каррик развил бурную деятельность по продаже фотоальбомов с картин русских художников, используя для этого негативы Вильяма Каррика.

\

В фондах Российской Национальной библиотеки нами обнаружена не отмеченная в библиографии творчества М. Зичи книжка карманного формата, изданная в Петербурге в 1880 году: «Каталог выставки фотографических снимков с картин придворного художника профессора М. Зичи, исполненных фотографией Каррика». Организация такой выставки-продажи фоторепродукций с работ Зичи свидетельствует о популярности творчества венгерского художника в России. В предисловии говорится: «Картины М. А. Зичи (придворного художника 3-х дворов) снискали себе уже давно европейскую известность».

\

Заключал выставку 1880 года фотопортрет Михая Зичи работы Вильяма Каррика. Возможно, эта фотография была сделана в ателье на Малой Морской, 19, весной 1874 года — перед отъездом художника за границу.