По копейке за спуск

По копейке за спуск

Очередная литография по рисунку М.-Ф. Дамам-Демартре с изображением катальных гор на Неве содержит неизбежные для этого французского художника фантастические мотивы вроде запряженной четверней кареты.

Очередная литография по рисунку М.-Ф. Дамам-Демартре с изображением катальных гор на Неве содержит неизбежные для этого французского художника фантастические мотивы вроде запряженной четверней кареты, неизвестно как туда попавшей. Вряд ли кому-нибудь из отечественных обладателей колесных экипажей, тем более карет, могло прийти в голову кататься в них по невскому льду! Снежные или, скорее, ледяные глыбы на первом плане, неотделимые в представлении иностранца от русской зимы, — еще одна дань издавна устоявшейся традиции. Окрестный городской пейзаж мало узнаваем: в данном случае Дамам-Демартре явно не стремился к документальной точности.

Однако главной экзотической диковинкой на публикуемой литографии являются невиданные в Европе, по крайней мере в западной ее части, ледяные катальные горы, столь привычные для местных жителей, но способные поразить воображение иностранных путешественников. Один из них, посетивший Петербург еще во времена императрицы Анны Иоанновны, то есть в 1730-е годы, описывая масленичные забавы, не позабыл упомянуть и о катанье с гор:
«Помимо различных игр, обычных на Масленицу, русские в эту неделю устраивают себе развлечение, которое чужеземным наблюдателям кажется более опасным, нежели веселым. А именно в сильный мороз строят из досок гору высотой около 20 локтей с уклоном на лед реки, где ее возводят. Эту деревянную гору до тех пор поливают водой, покуда она вся не обледенеет. По одну ее сторону устраивают на реке каток.., а по другую находится лестница. С наступлением Масленицы там всю неделю напролет с утра до позднего вечера множество людей обоих полов; они дают оплатившим и построившим это сооружение по одной копейке за каждый спуск с ледяной горы. И вот они садятся на специальные маленькие санки, ждут, пока их подтолкнут вниз, и с неописуемой скоростью мчатся далеко по катку. В Петербурге в этом году были три такие ледяные горы. Зрителей при этом было столь же много, как и тех, кто предавался развлечению. Поскольку не слыхать, чтобы многие из них калечились, то забава эта, вероятно, не так опасна, как кажется...»

\

Густой дым из многочисленных труб, плотно застилающий небосвод, и прочный ледяной покров, способный выдержать массу людей, свидетельствует о том, что зима в Петербурге в тот год выдалась суровой. Все эти катальные горы на невском льду вместе с некогда проводившимися там же конными состязаниями и катаньем на коньках безвозвратно отошли в область исторических преданий...