Лучше вместе играть на бень-бене,чем точить друг на друга ножи

Лучше вместе играть
на бень-бене,чем точить друг на друга ножи

чем точить друг на друга ножиЛеонид РОМАНОВИЧВ городском суде начались предварительные слушания по делу об убийстве вьетнамского студента (это случилось в Петербурге в октябре 2004 года).

чем точить друг на друга ножи
Леонид РОМАНОВИЧ

В городском суде начались предварительные слушания по делу об убийстве вьетнамского студента (это случилось в Петербурге в октябре 2004 года). Прокуратура привлекла к уголовной ответственности 17 человек. 14 подросткам предъявлены обвинения в «убийстве, совершенном группой лиц по мотиву национальной ненависти». В ходе следствия были установлены и другие эпизоды преступной деятельности обвиняемых: нападения на студентов из Палестины и Китая, на граждан Азербайджана, разбой в отношении аспиранта одного из вузов, гражданина Ганы, и возбуждение национальной вражды.

Между тем нападения на иностранцев продолжаются. На днях у здания Санкт-Петербургской медицинской академии трое неизвестных избили 24-летнего студента пятого курса из Уганды, после чего скрылись с места происшествия. По словам потерпевшего, нападавшие были коротко стриженными подростками, одетыми в черную одежду и высокие ботинки.

\

Понятно, что с преступными проявлениями ксенофобии одним правоохранительным органам не справиться. Не менее важно и то, как реагируют на насилие сами иностранцы и представители национальных меньшинств. Говорят, после убийства своего товарища возбужденные вьетнамские студенты всей общагой собирались мстить бритоголовым. Похожие эмоции захлестывали, наверное, и африканцев после недавних событий. Но в итоге они, слава богу, пошли по другому пути. С 16 января объединение «Африканское единство» проводит уроки мира и дружбы в питерских школах. На одном из таких побывал и я.

\

В гимназии № 261, что в Кировском районе, интерес к африканцам немалый. Оно и неудивительно — в декабре неподалеку отсюда убили камерунского студента. В середине января по старшим классам ходили следователи прокуратуры, расспрашивали о молодежных группировках, настроениях и подозрениях...

\

Урок проходит в актовом зале. Ребят около сотни — 9 — 11-е классы.

\

— Вообще-то предполагались только старшие классы, — говорит учитель истории Владимир Коган. — Но мы подумали, что для девятых это даже важнее...

\

Ведут урок двое африканцев. Правда, один, Жан-Жак из Конго, больше молчит. Зато второй захватывает аудиторию напором и весельем, хотя сегодня это для них уже пятый урок в пятой школе:

\

— Меня зовут Валентин, — представляется он. — Я родился в Африке. Кот-д,Ивуар. Знаете, где это?

\

Ребята сначала молчат, потом находятся знатоки:

\

— Западное побережье... Бывший Берег Слоновой Кости.

\

— О, молодцы! — удивляется таким познаниям Валентин. — А знаете, сколько всего стран в Африке?

\

Этот вопрос уже вызывает осложнения. Бог его знает, сколько их там!

\

— Много...

\

— Штук сорок...

\

— Сорок девять! — приходит на помощь учительница химии.

\

— Почти, — соглашается Жан-Жак.

\

— В Африке пятьдесят два страна, — уточняет Валентин. — А знаете какие-нибудь известные люди из Африки?

\

— Нельсон Мандела.

\

— Кофи Аннан.

\

— Дидье Дрогба!

\

— О, а знаете, кто это такой?

\

— Футболист, из Кот-д,Ивуара.

\

— О, это моя страна! — расплывается в улыбке Валентин.

\

Дальше идут вопросы о религиях, о языках. Ребята перечисляют, учителя помогают: французский, английский, арабский, португальский, голландский...

\

— Что такое колония? — спрашивает Валентин.

\

Вопрос вызывает смех. Но он африканцев не смущает — они и сами смеются больше всех. Весело проходит урок.

\

Дальше пуще того — появляются музыкальные инструменты. Тамани (нечто вроде барабана, который держат под мышкой), кора (похоже на балалайку), балафон (африканская версия ксилофона) и погремушки — бень-бень. Поиграть могут на них все желающие.

\

— А теперь мне нужно... одна красивая девочка, высокая и сильная, африканский стандарт. О, замечательно! — восклицает Валентин при виде претендентки. — И три мальчика.

\

Добровольцы уходят за кулисы, а возвращаются уже в африканской одежде и с распределенными ролями. Один из мальчиков «становится» президентом африканской страны во время визита в Россию. Остальные его министрами, а «африканский стандарт» — любимой женой.

\

— А где же остальные жены? — удивляется Валентин.

\

— Остались в Африке, — входит в роль «президент». У меня 115 жен.

\

— Всего 115? — деланно изумляется Жан-Жак.

\

— Нет, 115 — это только любимые, — уточняет «многоженец».

\

Потом «господин президент» обращается к встречающим с приветственной речью: «Нам очень нравится ваша страна...». Ребята веселятся от души.

\

В завершение встречи вопросы школьников: «Как переносите морозы?.. Что нравится в русской кухне?.. За сколько выучили русский язык?..»

\

— Где учитесь? Где живете?

\

— В Бонч-Бруевича, на пятом курсе. Связь и коммуникации. А живем... в общаге!

\

Всеобщее оживление вызывает вопрос одной из школьных красавиц:

\

— А русские девушки вам нравятся?

\

— О-о-о! — улыбается Валентин. — Я во многих странах был, но таких не видел. Настоящий африканский стандарт. Только другой цвет...

\

Спрашивают, конечно, и о том, встречались ли африканцы с негативными моментами.

\

«Учителя» становятся серьезнее.

\

— Конечно, встречались, — говорит Валентин. — Но, когда родственники из Африки слушают новости, а потом звонят и беспокоятся, я отвечаю: «Это ерунда, у нас все о ей».

\

Вопросы заканчиваются, а с ними и урок. Явно удавшийся.

\

На выходе школьники обмениваются впечатлениями.

\

— Ну как, понравилось? — спрашиваю я.

\

— Конечно! Прикольно очень.

\

— А как насчет взглядов? Наставило это занятие кого-то на путь истинный?

\

— Да мы и так вроде не расисты, — пожимают плечами ребята.