Шахтеры поневоле осваивают другие профессии...

Шахтеры поневоле осваивают  другие профессии...

Из шахты за прилавок. И это лучший вариант. Полторы тысячи шахтеров из города Сланцы поневоле осваивают новые профессии....

Из шахты за прилавок. И это лучший вариант. Полторы тысячи шахтеров из города Сланцы поневоле осваивают новые профессии. Крупнейшее градообразующее предприятие – «Ленинградсланец» - на грани закрытия. Единственный потребитель – Эстония - отказалась использовать продукцию завода. Вслед за шахтами в Сланцах останавливаются и другие производства. Из города безработных – репортаж Валерия Фенева.

Шахта имени Кирова была одной из самых известных. Сегодня -это музей под открытым не бом. Все штреки давно законсервированы. Профессия шахтера в Сланцах себя изживает.... Несколько человек на глубине ста метров лишь поддерживают тоннель в рабочем состоянии. Большинство - пенсионеры. Работают "за спасибо", зарплаты здесь не видели с апреля. Заместителю Директора "Ленинградсланец" вопреки желанию приходится переквалифицироваться в экскурсовода.

Градообразующие предприятия районного центра останавливались один за другим. Сначала шахта, затем завод. Город, гордившийся своим месторождением горючих сланцев, теперь оказался заложником горной породы.

Шестьдесят лет сланцы отправляли в Эстонию на переработку. На Балтийской станции породу сжигали и получали электричество. Но в прошлом году соседи отказались принимать российское сырье. Подписав Киотский протокол, Эстония ограничила выбросы в атмосферу. Так шахта осталась без потребителей.

В кабинете директора шахты - документы жизненно - важные для города. Три из них, с резолюцией Президента – найти выход из ситуации. Его до сих ищут. По словам, Григория Фраймана, Эстонии надо всего лишь возместить убытки за загрязненную атмосферу. Но торговать чистым воздухом в Москве не торопятся. В это время шахтеры торопятся покинуть штреки

Профсоюзные лидеры теперь каждый день с директором обсуждают – кто следующий. Раньше увольнялись по собственному желанию. Теперь по сокращению штатов. В Сланцах уже полторы тысячи человек без работы. В основном, шахтеры. К этой армии добавились сотрудники завода – это еще тысяча. Деньги в Сланцах теперь зарабатывают женщины...

У продавцов в магазинах – а это единственная работа в городе, только и разговоров, что о безработных шахтерах. Их возят на автобусах в Москву и Петербург. Областные гастербайтеры теперь конкурируют с молдаванами и украинцами. В Сланцах нашли работу единицы.

Владимир Кацер в сортах печений разбирается не хуже, чем в разновидностях отвала, или видах взрывчатки. Десять лет работал проходчиком, чтобы потом еще семнадцать – взрывником. Теперь он грузчик в универсаме.

Остановить катастрофу пока никто не в силах. Не работают шахта и завод. Нет денег в бюджете города. Вслед остановились молокозавод и хлебозавод – они были дотационными. Вообщем, началась цепная реакция. Что это такое как никто другой знает в прошлом взрывник, а теперь грузчик Вовка.