Город укрепляет систему профессионального образования

 Город укрепляет систему профессионального образования

На заседании городского правительства рассмотрен ход выполнения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 № 1920 «О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 годах».

На заседании городского правительства рассмотрен ход выполнения постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 № 1920 «О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 годах».
По данным Комитета по образованию, в Петербурге сегодня действуют 74 государственных учреждения начального и среднего профессионального образования. В 2005 году в них поступили учиться 18915 человек. Эффективная система подготовки профессиональных кадров действует в судостроении, машиностроении, в строительстве, городском хозяйстве и других отраслях экономики Санкт-Петербурга.
На базе учреждений начального и среднего профессионального образования открываются центры подготовки и переподготовки кадров для взрослых. В Петербурге создан первый университетский комплекс, который объединяет подготовку специалистов с начальным и высшим профессиональным образованием.
Губернатор В.И. Матвиенко отметила, что система начального профессионального образования наряду с функцией подготовки квалифицированных рабочих кадров выполняет и важную социальную миссию - поддержки наименее защищенных слоев населения. Более 40 процентов учащихся профессиональных училищ – дети из неполных семей. «Профессиональные училища нуждаются в укреплении материально-технической базы, внедрении новых технологий, повышении заработной платы мастеров производственного обучения», - подчеркнула В.И. Матвиенко. Для этого необходимо укреплять сотрудничество образовательных учреждений с предприятиями, союзами и ассоциациями в рамках государственного заказа Санкт-Петербурга на подготовку квалифицированных рабочих кадров.

***

Во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 № 1920 «О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.» (далее Постановление) начальное профессиональное образование активно развивается как составная часть системы непрерывного профессионального образования в Санкт-Петербурге.
В результате оптимизации сети образовательных учреждений и реализации мероприятий приложения № 4 к Постановлению («Перечень реорганизуемых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Комитету по образованию») в Санкт-Петербурге функционирует 74 государственных образовательных учреждения начального и среднего профессионального образования, что обеспечивает высокую доступность начального профессионального образования.
Численность обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования составляет 48683 человека, в том числе на базе среднего (полного) общего образования - 6702 человека, основного общего образования - 38656 человек, без основного общего образования - 3325 человек.
В соответствии с государственным заказом Санкт-Петербурга на профессиональную подготовку кадров квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях начального профессионального образования (приложение № 2 к Постановлению «Принципы формирования государственного заказа Санкт-Петербурга на профессиональную подготовку кадров квалифицированных рабочих и финансирования государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Санкт-Петербурга») прием на обучение в 2005 году составил 18915 человек, из них 17418 человек – на профессии начального профессионального образования и 1497 человек - на специальности среднего профессионального образования.
Обеспечить выполнение государственного заказа позволяет система профессиональной ориентации учащейся молодежи на профессии приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования. В ходе информирования, консультирования и психологической поддержки учащимся оказывается помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, сферы деятельности, соответствующих личностным особенностям и общественным потребностям. В образовательных учреждениях начального профессионального образования введен курс «Основы поиска работы, трудоустройства».
Коэффициент наполняемости образовательных учреждений начального профессионального образования в Санкт-Петербурге составляет 1,10.
В целях совершенствования организации и повышения потенциала системы начального профессионального образования за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных и финансовых ресурсов созданы отраслевые центры по приоритетным отраслям социально-экономического комплекса Санкт-Петербурга (приложение № 3 к Постановлению «Перечень мероприятий по развитию системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы»): судостроение, энергомашиностроение, оборонная промышленность, строительство, транспорт, городское хозяйство, пищевая промышленность и потребительский рынок, и ресурсные центры на базе Электромашиностроительного профессионального лицея, Строительно-индустриального профессионального лицея № 50, профессионального лицея «Сервис».
Активно развивается в учреждениях начального профессионального образования система профессионального обучения (подготовки, переподготовки, повышения квалификации) взрослого населения: в 2005 году за счет средств предприятий, организаций, Федеральной государственной службы занятости населения и личных средств граждан обучено 5 тыс. человек; в 2006 году предстоит обучить 8,5 тыс. человек.
Выпуск рабочих и специалистов с начальным профессиональным образованием в 2005 году составил 17272 человека, из них: трудоустроено по профессии - 75,6%; поступило в высшие учебные заведения -12,6%; призвано на военную службу – 5,7 %; остальные трудоустроились самостоятельно.
Наряду с функцией подготовки квалифицированной рабочей силы система начального профессионального образования выполняет социальную функцию – государственной поддержки наименее защищенных слоев населения. Анализ социального состава обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга показывает, что 41 % обучающихся составляют учащиеся из неполных семей; у 2 % учащихся родители лишены родительских прав; 1,5 % проживают с опекунами; 2,5 % – дети-сироты. Кроме этого в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования обучается более 700 человек, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.
Проблема кадрового обеспечения системы начального профессионального образования является крайне актуальной. Штатная численность сотрудников в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования составляет более 10 тыс. человек, однако фактическая укомплектованность составляет 84 % от штатного состава. 70 % работников учреждений начального профессионального образования имеют стаж работы в учреждениях начального профессионального образования 5 и более лет. Мастера производственного обучения имеют высшее образование – 30,5 %, среднее профессиональное – 52,9 %, начальное профессиональное - 16,6%. Достаточно высокий уровень профессионального образования отмечается у преподавателей специальных и общетехнических дисциплин (высшее образование – 92,9 %). Из общего состава инженерно-педагогических работников лица пенсионного возраста составляют 11,9 %, молодые специалисты – 5,8 %. Необходимость повышения уровня образования работников начального профессионального образования очевидна, особенно у мастеров производственного обучения, уровень оплаты которых при переходе на новую систему оплаты труда снизился.
В числе приоритетных направлений была работа по совершенствованию экономичного механизма функционирования образовательных учреждений. В ходе ярмарок трудовых ресурсов между образовательными учреждениями и работодателями заключено около 2 тыс. договоров. Вклад работодателей в профессиональную подготовку составил более 30 млн. рублей. Доходы от предпринимательской деятельности (реализация образовательных услуг, выпуск и реализация продукции учебно-производственных мастерских, сдача помещений в аренду) составили в 2005 году 208 млн. рублей (101 млн. рублей в 2004 году). Стоимость обучения одного учащегося в учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005 году составила 34,0 тыс. рублей, из них 4160 рублей - средства, полученные от предпринимательской деятельности.
Для создания системы начального профессионального образования, отвечающей требованиям динамически развивающейся промышленности Санкт-Петербурга, необходимо обеспечить:
- улучшение экспериментального, научного и методического сопровождения подготовки квалифицированных рабочих кадров для отраслей социально-экономического комплекса Санкт-Петербурга;
- концентрацию ресурсов для обеспечения образовательных учреждений начального профессионального образования компьютерной техникой и внедрение в учебный процесс информационных технологий, что будет способствовать снижению материальных расходов на организацию производственного обучения;
- создание эффективной системы социального партнерства учреждений начального профессионального образования с работодателями и механизма ее реализации в форме государственно-общественного управления.
Предлагаемое постановление Правительства Санкт-Петербурга направлено на реализацию основных мероприятий по развитию системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы и не потребует дополнительного финансирования из бюджета Санкт-Петербурга и изменений действующего законодательства Российской Федерации, Санкт-Петербурга.