Учительница географии

Учительница географии

Среди могил Востряковского кладбища в Москве есть надгробие с необычной эпитафией, которая, пожалуй, мало что скажет москвичам.

Среди могил Востряковского кладбища в Москве есть надгробие с необычной эпитафией, которая, пожалуй, мало что скажет москвичам. А вот знатоки петербургской истории сразу же поймут, о чем идет речь. Звучит надпись так: «Наш Учитель Анна Николаевна Максимова-Русанова. 1874 — 1960. Воспитанники и учителя Восьмиклассного Коммерческого училища в Лесном (Ленинград)»...

Открытие в сентябре 1904 года коммерческого училища в Лесном стало событием не только в педагогической, но и в общественной жизни Петербурга. Составлением программ и выработкой учебных планов училища занималась специальная Педагогическая комиссия под председательством профессора Политехнического института геолога Ф. Ю. Левинсона-Лессинга, которая взяла за основу программу Тенишевского училища. В разработке учебного плана принимали участие многие педагоги, в том числе профессор Петербургского университета историк И. М. Гревс и председатель педагогического совета гимназии Стоюниной В. А. Герд.

\

В училище действовало самоуправление, даже директор переизбирался каждые четыре года. В отличие от традиционных гимназий здесь ввели совместное обучение мальчиков и девочек. Училище отличалось широкой школьной самодеятельностью и являлось во многом уникальным учебным заведением, сумевшим аккумулировать в себе передовые педагогические идеи и привлечь многих талантливых ученых и преподавателей.

\

Некоторые преподаватели Лесного и Политехнического институтов стали педагогами коммерческого училища. Например, знаменитый впоследствии ученый А. Ф. Иоффе преподавал в училище, работая лаборантом на кафедре физики в Политехническом институте. Активное участие в делах училища принимали историк М. А. Дьяконов, инженер-кораблестроитель К. П. Боклевский, физик В. В. Скобельцин, профессор Лесного института и корифей науки о лесе Г. Ф. Морозов.

\

Вообще среди преподавательского состава коммерческого училища не было случайных людей — практически все учителя были незаурядными личностями, оставившими о себе добрую память в сердцах своих учеников. Не стала исключением и учительница географии Анна Николаевна Максимова-Русанова (прежде у нее была другая двойная фамилия — Гауер-Русанова). Она имела блестящее образование, владела несколькими языками. Говорили, что она объездила весь свет, и, по воспоминаниям учеников, ее уроки географии были необыкновенно интересны.

\

Как это иногда бывает в учительском мире, семейная жизнь у нее не сложилась, и она всю себя отдавала любимой школе и ученикам. Она продолжала работать в училище и после революции, когда его преобразовали в школу № 168.

\

Анна Николаевна была человеком одиноким и после выхода на пенсию осталась одна. Ее племянник — известный историк профессор Московского университета Сергей Данилович Сказкин, — вскоре после войны забрал ее к себе в Москву, и до самой своей смерти Анна Николаевна жила в его семье.

\

Правда, Москву она не приняла — родной Петербург — Ленинград постоянно манил воспоминаниями и прежними друзьями. «Суетный Москва город, шумный, — говорила Анна Николаевна, — все для меня там неродное, чужое...» Не случайно каждое лето на несколько месяцев она обязательно приезжала отдыхать домой, в родные пенаты — в любимое, милое сердцу Лесное, с которым были связаны многие годы жизни. Останавливалась Анна Николаевна на это время у своей ученицы Марии Александровны Гагариной в доме на улице Пропаганды.

\

«Анна Николаевна была небольшого роста, седая, но очень энергичная и жизнерадостная, глаза у нее были как у молодой, — вспоминает дочь Марии Гагариной Галина Федоровна. — В гости к Максимовой часто приходили «профессорские жены» из Политехнического института, они любили сидеть на веранде и гонять чаи. И вели разговоры о «высших материях» — о культуре, искусстве, театральных постановках...»

\

Фотография из семейного архива Г. Ф. Гагариной