В детстве не мечтал о медалях

В детстве не мечтал
о медалях

— говорит олимпийский чемпион 1956 года конькобежец Борис ШилковЕлена ОНИКУЛДля наших спортсменов нынешние зимние Олимпийские игры, если можно так выразиться, юбилейные вдвойне.

— говорит олимпийский чемпион 1956 года конькобежец Борис Шилков
Елена ОНИКУЛ

Для наших спортсменов нынешние зимние Олимпийские игры, если можно так выразиться, юбилейные вдвойне. Во-первых, они двадцатые по счету в истории современного олимпийского движения. Во-вторых, 50 лет назад здесь же в Италии, в Кортина д,Ампеццо, советские спортсмены дебютировали на Белых Олимпиадах.
Одним из героев тех Игр был наш земляк конькобежец Борис Шилков, который завоевал золотую медаль на дистанции 5000 метров. Накануне открытия нынешней Олимпиады с ним встретилась корреспондент нашей газеты Елена ОНИКУЛ.

— Борис Арсеньевич, когда вы узнали, что советская сборная отправится в Кортина д,Ампеццо?
— Вообще мы готовились к Олимпиаде 1952 года, которая состоялась в Осло. Но было принято решение, что советские атлеты не будут участвовать в этих Играх. Главная, пожалуй, причина — спортивное руководство страны не было уверено в том, что мы успешно выступим в столице Норвегии. Скажем, в конце сороковых — начале пятидесятых годов конькобежцы (а на олимпиадах наш вид спорта очень медалеемкий) не показывали высоких результатов.

\

Но уже в 1953-м на чемпионате мира в Хельсинки мы сотворили небольшую сенсацию. Я выиграл на дистанции 1500 метров, занял второе место на 500 метров. Победил в сумме многоборья Олег Гончаренко.

\

Вскоре мне и Олегу присвоили звание заслуженных мастеров спорта. Мы поняли, что, скорее всего, отправимся на следующую Олимпиаду.

\

— Как вы готовились к поездке в Кортина д,Ампеццо?
— После чемпионата мира в Хельсинки я уже практически не жил дома, все время находился на сборах. Перед любыми крупными стартами нас обследовали медики. Собиралась целая бригада специалистов, которая осматривала нас с ног до головы. Придумывались какие-то методики, помню, мы должны были гулять у фонтана, чтобы дышать озонированным воздухом. Не могу сказать, что у нас была какая-то особая диета. Но нам всегда давали много мяса и апельсинов.

\

— В Кортина д,Ампеццо жили в олимпийской деревне?
— Тогда, можно сказать, еще не было такого понятия, как олимпийская деревня. Мы жили в пансионате недалеко от живописного озера, где проходили соревнования по конькобежному спорту. Там было очень уютно, только холодно. Мы спали, укрывшись двумя одеялами. Но бежалось после такого холода хорошо.

\

— А в параде олимпийцев вы участвовали?
— Да, это было волнующее событие. Мы были горды тем, что нам доверили представлять свою страну на этих Играх. На параде шли в олимпийской форме. На нас были бобровые полушубки, честно говоря, не очень красивые. Но вот модная пыжиковая шапка мне нравилась.

\

— Борис Арсеньевич, расскажите немного о себе. Почему вы выбрали коньки?
— Я родом из Архангельска, а у нас все катались либо на лыжах, либо на коньках. В детстве ни о каких соревнованиях я не помышлял. Помог случай. В Архангельске проходил юношеский чемпионат страны, в котором участвовали два моих друга. Ну я и пришел за них поболеть. Тогда у меня впервые зародилась мысль попробовать себя на соревнованиях.

\

После окончания техникума я попал в Ленинград. Работал на предприятии, которое сейчас называется «Северная верфь». Председатель совета физкультуры дала мне коньки. Они были мне малы, пришлось вырезать дырку на большом пальце. Так вот и катался. Замерзал ужасно. От общества «Судостроитель» я выступал на городских соревнованиях, где меня и заметили тренеры молодежной сборной.

\

Вскоре в Свердловске на чемпионате СССР среди взрослых я занял 22-е место, и тренеры решили попробовать меня в национальной команде.

\

— Вы сразу же стали показывать хорошие результаты?
— На первом же соревновании в составе сборной я повторил мировой рекорд в беге на 1500 метров. Это прибавило мне авторитета в команде. Мои результаты росли, и я закрепился в основном составе.

\

Добавлю, что в Кортина д,Ампеццо я поехал уже будучи не очень молодым спортсменом. Мне тогда было 28 лет.