Вот такие огурцы!..

Вот такие огурцы!..

Нынешний зимний урожай фирмы «Лето» — возможно, последнийМарина ЕЛИСЕЕВАПо многолетней традиции, невзирая на погодные и иные условия, накануне Дня защитника Отечества растениеводы ЗАО «Лето» собрали первый в этом году урожай огурцов.

Нынешний зимний урожай фирмы «Лето» — возможно, последний
Марина ЕЛИСЕЕВА

По многолетней традиции, невзирая на погодные и иные условия, накануне Дня защитника Отечества растениеводы ЗАО «Лето» собрали первый в этом году урожай огурцов. Уже направлено потребителю 2000 килограммов этого овоща, а также 152.500 упаковок салата и 650 килограммов лука.

Напугавшие нас две волны холодов не принесли урона городскому огороду под крышей. Во-первых, за 56 лет своего существования здесь уже давно знают, как по-научному сопротивляться морозам. А во-вторых, город в критические дни и ночи не ограничил хозяйство ни в тепле, ни в газе, ни в электричестве. Огуречные плети выросли крепкими и работоспособными: теплый субстрат, капельный полив и строго дозированная подкормка дают гарантию, что запланированный на полгода урожай весом в 3640 тонн будет получен.

\

Впрочем, у того, кто не понаслышке знаком с деятельностью этого тепличного хозяйства, такая цифра, безусловно, вызовет удивление. Например, в прошлом году огурцов сняли гораздо больше — на 1200 тонн. Разгадка нашлась на улице. Где бы могли вырасти, но теперь уже никогда не вырастут эти десятки килограммов огурцов, мы увидели воочию. На месте самой большой теплицы хозяйства теперь было 6 га снежного поля, утыканного, как по ранжиру, бетонными столбиками. Издали — ну точь-в-точь Арлингтонское кладбище. А по обочинам его цепочка следов. Буквально перед нами здесь побывали возможные покупатели этой поистине золотой земли. И надо думать, что отнюдь не овощи хотели бы здесь выращивать господа из Скандинавии.

\

Говорят, что, когда теплицу рушили, а людей (48 человек), которые годами растили в ней огурцы и помидоры, увольняли, не обошлось без слез. Плакали не только потому, что остались без работы: агрономам-технологам и рабочим-растениеводам найти в городе дело по специальности трудно. Жалко было результатов своего труда. И это были здесь отнюдь не первые слезы.

\

Одно из крупнейших и лучших тепличных хозяйств России, известное своей безупречной работой на рынке овощной и грибной продукции, оказавшись четыре года назад в руках новых хозяев, в своих размерах уже уменьшилось на две трети. Сейчас теплицы занимают не 54 га, как прежде, а всего лишь 18,5. Из них 16 га отдано под огурцы и всего лишь 2 га под помидоры, остальное — зелень. Правда, есть еще теплица около 1 гектара, где выращивают шампиньоны. От баклажанов и перцев в этом году отказались — культуры трудозатратные, да и места теперь им тут нет.

\

Казалось бы, чего сетовать — времена не прежние: на рынках и в магазинах круглый год полно любых овощей. Но как только представишь, сколько тысяч километров они к нам ехали, какими пестицидами были обработаны, чтобы не потерять вид, не захочешь тратить на них никаких денег. Впрочем, диаспора, торгующая на рынках Петербурга привозными овощами, это настроение покупателей хорошо знает, как и достоинство того, что выросло на петербургском огороде. И бывает, упаковывает овощную заморскую продукцию в коробки фирмы «Лето». Но есть одна хитрость, которая легко поможет разобраться в том, кто есть кто. В марте в теплицах «Лета» созреют помидоры. Возьмите такой плод и шмякнете об пол — он обязательно треснет, а «летний» огурчик, упав, расколется. С красивой импортной овощной продукцией такого не случится, потому что она, как деревянная.

\

Более того, «Лето» всегда выпускало биологически чистые овощи. Во всем мире такой товар имеет особую классификацию, идет под отдельным брендом и стоит по цене суперпродукта. А у нас он всегда шел как рядовой, и в этом была особая политика, причем не только руководства фирмы, но и городской власти — все жители должны были иметь возможность купить витаминную продукцию...

\

Генеральный директор предприятия Р. И. Штрейс сегодня здесь, по сути, руководитель номинальный. А хозяева «Лета» — это его новые акционеры, которые, очевидно, настроены на ликвидацию тепличного хозяйства и иного использования его земель. Самый частый вопрос, который сегодня задают Раисе Ивановне все 560 работников фирмы: «Что с нами будет завтра?», — у генерального директора ответа не находит. Или не знает она этого, или боится поглядеть правде в глаза? Хотя решение просматривалось, но время воплощать его в жизнь, похоже, уже упущено. Тепличное хозяйство можно было бы демонтировать и перенести на земли ближайшего к городу района области. Не уничтожать, а сохранить для людей, для престижа города, наконец. Ведь «Лето» знали не только у нас, но и за рубежом, сюда приезжали учиться, испытывать новые сорта. Очевидно, руководству фирмы казалось, что так будет всегда.

\

Но для «высоких» экономических отношений, которые нынче присутствуют на безжалостном, прямо скажем, рынке, все эти слезы и потери — всего лишь эмоции. Главное — цена земли и тот доход, который она могла бы приносить уже сейчас, если бы на ней росли не лук с огурцами, а многоэтажные дома, супермаркеты и т. д. Дней десять назад на пресс-конференции, где говорилось об итогах социально-экономического развития Петербурга в 2005 году, председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк сообщил, что на бывших землях «Лета» инвестор планирует построить жилой микрорайон на 30 — 40 тысяч человек. Вот такие огурчики-помидорчики.

\

ФОТО Александра ДРОЗДОВА