Чудо-школа в сосновом лесу

Чудо-школа
в сосновом лесу

Недавно мы рассказывали о «Первой средней образцовой показательной школе», существовавшей до войны в Лесном на Дороге в Сосновку (ныне Политехническая улица).

Недавно мы рассказывали о «Первой средней образцовой показательной школе», существовавшей до войны в Лесном на Дороге в Сосновку (ныне Политехническая улица). Удивительно, но и сегодня, по прошествии уже более чем шестидесяти лет, выпускники той школы с особым волнением и теплотой вспоминают об учебе в тех школьных стенах. Видимо, была в той школе некая особая аура, которая навсегда запечатлелась в сердцах учеников.

На нашу публикацию откликнулся петербуржец Владлен Сергеевич Красновидов, который закончил эту школу в июне 1941 года. Выпускной вечер в школе в Лесном состоялся за несколько дней до начала войны...

\

«Я из военной семьи, по рождению москвич, хотя в Москве практически не жил, нас бросало от Кавказа до Ленинграда, — рассказал Владлен Красновидов. — Как мне сегодня кажется, сама судьба уготовала мне попасть именно в эту школу. Еще в 1932 году, когда я учился в Овруче, в руках у меня оказалась маленькая книжка под названием «Школа в Лесном». В ней рассказывалось о чудо-школе в пригороде Ленинграда с астрономической обсерваторией. Мне это очень запомнилось, а уже через два года я сам учился в той чудо-школе. Дело в том, что отца, пехотного офицера, направили в 1933 году в Ленинград в военную академию, и мы оказались в Лесном. Жили в военном городке рядом с академией».

\

В «Первой средней образцовой показательной школе», получившей в конце 1930-х годов (когда проводилась сквозная перенумерация всех городских школ) номер 102, Владлен Красновидов учился с 1934 по 1941 год. С тех пор прошло уже больше шестидесяти лет, но Владлен Сергеевич и сегодня помнит своих любимых преподавателей. «Учителя у нас были все блестящие, — говорит он. — Очень хорошо преподавали предметы, многих знаний нам хватило потом на всю жизнь».

\

Особенно запомнился учитель биологии Григорий Павлович Гроденский (он на снимке). Кроме биологии он занимался журналистикой — печатался в ленинградских газетах. Многим запомнилась его заметка в «Ленинградской правде», появившаяся буквально через неделю после начала войны. Называлась она «Самая крепкая стена». Во время войны Гроденский работал в одной из дивизионных газет на Ленинградском фронте, а после войны трудился редактором в «Детгизе».

\

Учитель математики Александр Иосифович Чубанов был преподавателем Политехнического института, а учительница литературы Вера Владимировна Утробина, как говорили, была выпускницей Смольного института благородных девиц. «В школе работало много кружков, — вспоминает Владлен Красновидов. — Помню, приходил в школу Михаил Ботвинник, играл с ребятами в шахматы. Побывал у нас и один из папанинцев — рассказывал о знаменитой эпопее».

\

Что касается самого здания, то Владлен Сергеевич уверен, что не случайно в нем с самого начала войны разместился госпиталь. «По всей видимости, здание специально было спроектировано таким образом, чтобы его в кратчайшее время несложно было приспособить под госпиталь, — убежденно говорит он. — Посудите сами: широкие марши лестниц, очень маленькие ступеньки, большие лифты, громадный пищеблок в подвале, явно превосходивший потребности школы. А большой операционный пункт — это же почти готовая операционная».

\

Сразу со школьной скамьи вчерашние выпускники класса оказались в водовороте войны: кто-то попал на фронт, кто-то — в военные училища, многие стали офицерами. Некоторые из девушек работали во время блокады в госпитале, который разместился в школе. Когда после войны проходила первая встреча класса, недосчитались многих однокашников. Но те, кто уцелел, продолжали встречаться и сохраняли тесные связи. По традиции, выпускники последнего предвоенного класса собирались раз в пять лет. Бывали на этих встречах и их любимые учителя.

\

Последний раз одноклассники встречались в мае 1996 года — спустя 55 лет после окончания школы. Время неумолимо — сегодня тем школярам уже за восемьдесят лет. «Сейчас от нашего класса совсем мало осталось, — с грустью добавляет Владлен Сергеевич, — четверо девчат, а из ребят, пожалуй, я один...»

\

Фото из архива С. П. Николаевой, ученицы школы в Лесном