В Петербурге проживает более 200 тысяч мигрантов

В Петербурге проживает более 200 тысяч мигрантов

По своей привлекательности для мигрантов Россия занимает второе место после Соединенных Штатов. В Петербурге проживает более двухсот тысяч человек, приехавших в поисках лучшей доли.

По своей привлекательности для мигрантов Россия занимает второе место после Соединенных Штатов. В Петербурге проживает более двухсот тысяч человек, приехавших в поисках лучшей доли. Обычно, их старая прописка – юг постсоветского пространства. Встречаются и более экзотические страны. Подробнее Наталия Жукова.

Отговорку насчет судьбы Сандре слушать не привыкать. Когда в метро украли сумку, наряд милиции тоже разводил руками, ссылался на Сандрину карму. Она привела афганскую беженку в Петербург, путь был нелегкий – из родного Кандагара, от нелюбимого жениха и талибов, через Таджикистан, в Россию. Теперь здесь любимый муж и трое детей – их болезни страшнее разбитых стекол.

Сандра Заэрхана, беженка: У нас, если дети болеют это ужас! 250 рублей стоит врач, прививки - 150 рублей.

В Петербурге Сандра получила «временное убежище» - запись об этом сделана в таком синем свидетельстве. У квартирных хозяек нет к нему доверия. А все права, которые дает эта книжечка «привязаны», как говорят юристы, к Центру временного размещения – только в Петербурге его пока нет. Консультации по правам и обязанностям Сандра получает на дому.

Светлана Еремеева, консультант по правовым вопросам: Как мы знаем миграционная служба планирует в ближайшее время создать такой центр и там будет полное и социальное и медицинское и правовое обслуживание такой категории лиц.

Пока семье Сандры лучше не болеть и не рассчитывать на социальные пособия. Устроить младших дочерей в школу тоже будет нелегко – старшая Самана уже учится – помогла прописка на предыдущей квартире. Безусловный плюс кочевой жизни – ребенок-полиглот.

Ванесса Лариса Екатерина в пять лет свободно владеет испанским – и осваивает русский. Ей тоже лучше не болеть – длинное имя не записано даже в мамином паспорте. Год назад вдова гражданина Никарагуа подданная России Лариса Кондратьева вернулась на родину – и до сих пор не может добиться гражданства для собственных детей.

В детский сад маленькую испанку взяли – помогла местная администрация. С гражданством меньше определенности – очередное «ждите, в течение полугода». Бесконечное ожидание входит в обязательную программу устройства на новом месте.

Родные места покидают в поисках лучшей доли – образования, зарплаты или работы. Однако именно чужие страны часто оставляют мигрантов без средств к существованию – статуса беженца или регистрации добиваются годами. Даже возник специальный термин – «недокументированные мигранты».

Специалисты миграционных служб не раз отмечали – ужесточения визовых режимов сбили волну незаконных беженцев, но наладить эффективную трудовую миграцию пока не удается. Сандра мечтает шить одежду – мешает перемена мест. В этой квартире останется только до мая – хозяйка требует регистрацию - придется подыскивать новую жилплощадь - такая судьба.