Если владелец рядом – машину не эвакуируют

Если владелец рядом – машину не эвакуируют

По словам Юрия Гладкова, «прокуратура города совершенно точно определила, что автомобиль подлежит возвращению владельцу на любом этапе эвакуации, если он готов и может устранить причину задержания на месте. Это признало и руководство ГИБДД. Никаких разночтений здесь быть больше не может. Если в конкретных случаях сотрудники ДПС нарушают эту норму, автовладельцам необходимо обращаться в суд. Если водители будут отстаивать свои права, власти придется внимательнее относиться к соблюдению законодательства».

Прокуратура Петербурга, наконец, подтвердила незаконность эвакуации машины в присутствии владельца. Как следует из ответа зампрокурора города Сергея Литвиненко, теперь владелец может вернуть машину на любом этапе эвакуации. В связи с нарушениями законодательства прокуратура вынесла ГИБДД представление, в котором поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Как сообщает демократическая фракция ЗакСа, к вице-спикеру Юрию Гладкову обратился гражданина, автомобиль которого был эвакуирован в его присутствии. Гладков направил запрос в прокуратуру с просьбой разобраться в этом конкретном случае. Вице-спикер также просил сообщить о результатах рассмотрения начальником УГИБДД СПб и ЛО протеста прокуратуры на ведомственную инструкцию по эвакуации автотранспорта.

На днях пришел ответ. Как сообщил заместитель прокурора С.И. Литвиненко, в ходе проверки было установлено, что гражданин при парковке действительно нарушил требования ПДД и создал препятствие для движения других машин. В связи с отсутствием владельца сотрудник ДПС принял решение о помещении автомобиля на спецстоянку. Однако в период погрузки на эвакуатор появился владелец машины и попросил разрешение на ее выдачу в связи с имеющейся возможностью устранить причину задержания на месте. Однако сотрудник ДПС отказал.

«Отказ от дачи такого разрешения, а равно отказ от выдачи транспортного средства незаконен, - считает прокуратура города, ссылаясь на п.п. 2,13 Правила задержания транспортного средства, утвержденные правительством РФ от 18.12.03 N759. - Полномочия инспектора ГИБДД, сдавшего машину на эвакуатор, оформлением протокола задержания не заканчиваются, поскольку он в случае подтверждения водителем возможности устранить нарушение, убедившись, таким образом, в устранении причины задержания, дает разрешение на выдачу транспортного средства на любом этапе его задержания».

«Фактически понесенные при этом представителем хранителя - владельца спецстоянки расходы, связанные с предпринятыми действиями по транспортировке автомашины или подготовкой к таким действиям, могут быть взысканы с правонарушителя в порядке гражданского судопроизводства», - добавляет заместитель прокурора.

Забирай – когда хочешь

Кроме того, прокуратура сообщила, что приказом начальника УГИБДД в пункт 8 «Временной инструкции о порядке задержания транспортного средства» внесены изменения исключающие положения о том, что возврат задержанного транспортного средства, после устранения причин задержания, осуществляется на специализированной стоянке.

«Указанные изменения позволяют должностному лицу ГИБДД, который принял решение о применении данной меры обеспечения по делу об административном правонарушении, в случае устранения правонарушителем причины задержания, дать разрешение на выдачу транспортного средства на месте совершения правонарушения», - разъяснил заместитель прокурора города.

В связи с выявленными нарушениями законодательства командиру подразделения УГИБДД прокуратурой внесено представление, в котором поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц. Возместить же причиненный материальный и моральный вред владелец автомобиля сможет в суде.

По словам Юрия Гладкова, «прокуратура города совершенно точно определила, что автомобиль подлежит возвращению владельцу на любом этапе эвакуации, если он готов и может устранить причину задержания на месте. Это признало и руководство ГИБДД. Никаких разночтений здесь быть больше не может. Если в конкретных случаях сотрудники ДПС нарушают эту норму, автовладельцам необходимо обращаться в суд. Если водители будут отстаивать свои права, власти придется внимательнее относиться к соблюдению законодательства».

Напомним, как уже писал «Тормози!», в январе управление ГИБДД Петербурга и ЛО согласилось с протестом прокурора на ведомственную инструкцию, регулирующую порядок эвакуации автомобилей. В конце ноября прокуратура направила в Управление ГИБДД протест на «Временную инструкцию о порядке реализации меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении - задержании транспортного средства».

Пункт 8 данной инструкции предусматривал, что, в случае задержания автомобиля, он считается переданным водителю эвакуатора, как только последним будет поставлена подпись в протоколе, т.е. еще до начала погрузки на эвакуатор. Поэтому, даже если водитель оказался в этот момент поблизости и готов устранить причину задержания, автомобиль возвращается ему только со штрафстоянки.

Хотя «гаишники» признали практику принудительной эвакуации автомобилей с «уводом» их прямо из рук автовладельцев - противоречащей нормам законодательства. Но при этом злополучный восьмой пункт инструкции ГИБДД о «задержании транспортного средства» так и не был аннулирован. Теперь же, как следует из заявления прокуратуры, в этот пункт инструкции внесены изменения.

Сергей Михайлов