Обгоняя инфляцию

Обгоняя инфляцию

Общественный транспорт Санкт-Петербурга — впереди Европы всейСтанислав ПЕТРОВНа то и дан городу чиновник, чтобы горожанин не толстел.

Общественный транспорт Санкт-Петербурга — впереди Европы всей
Станислав ПЕТРОВ

На то и дан городу чиновник, чтобы горожанин не толстел. Только он, горожанин, как сытый пескарь, угреется в своей норке, как его чиновник-то за что-нибудь да и ущучит. Потому что один из них спокойной и сытой жизни хочет, а второй хочет все реорганизовать и улучшить — чтобы, стало быть, все по порядочку, по ранжирчику, со справочкой и инвентаризационным номерком...

Последнее веяние чиновничьей инициативы — улучшение работы транспорта — началось не вчера. В 2002 году утверждены правительством Петербурга, а в 2003 году начаты реализацией «Программа развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта Санкт-Петербурга до 2015 года» и «Комплекс программных мероприятий по стабилизации и развитию наземного пассажирского транспорта общего пользования Санкт-Петербурга до 2015 года».

\

В поддержку программам, естественно, в целях улучшения, стали повышать цену за проезд. В 2003 году с 5 до 6 рублей в автобусе, трамвае и троллейбусе, с 6 до 7 рублей — в метро. В прошлом году все тарифы чохом подняли до 10 рублей, с 1 февраля нынешнего года — до 12 (на 20 процентов). Читателю предлагается несложная задачка подсчитать, как поднялся, говоря современным языком, транспорт, если инфляция в стране не превышала 12 процентов. Нужно еще учесть, что городу удалось добиться существенных дотаций на улучшение работы пассажирского транспорта, которые тоже были успешно освоены.

\

Скоро сказка сказывается, как известно, но не скоро транспорт улучшается. Через пару-тройку лет после принятия программ в общественном транспорте сложилась кризисная ситуация. Не удовлетворяется спрос на перевозки, сокращаются подвижной состав и маршрутная сеть, значительно ухудшается качество транспортного обслуживания пассажиров. Деградация транспорта не могла не сказаться на качестве перевозок пассажиров. Значительно увеличились интервалы движения, возросло наполнение подвижного состава. В часы пик число пассажиров достигает восьми человек на квадратный метр пола.

\

Тем временем из реальных мер были осуществлены только ампутация маршрутов трамвайного движения с распродажей парков да пресловутый конкурс автотранспортных предприятий, убравший из перевозок конкуренцию как в смысле ценовой политики, так и в качестве обслуживания. Рынок теперь ничего не решает, решает чиновник.

\

Недавнее увеличение тарифов до 12 рублей за одну поездку должно принести городским транспортным компаниям дополнительный доход порядка 1 миллиарда 800 миллионов рублей. Чиновники уверяют, что эти весьма немалые деньги пойдут на «улучшение транспортного обслуживания». Транспортные фирмы как победители того самого «автобусного» конкурса, так и не участвовавшие в нем, этот доход уже получают. Пора разобраться, что получили горожане.

\

Метро. Это главный, самый популярный и, без сомнения, самый удобный теперь, при сложившемся порядке на улицах, вид транспорта. И очень отстающий в развитии. Потому что ликвидация «размыва», открытие одной станции и приобретение нескольких новых вагонов — это не есть темпы развития, которыми можно гордиться. Тем не менее, несмотря на то что метро перевозит только около четверти всех пассажиров, оно получит самую большую часть «пирога» увеличения тарифов — порядка 990 миллионов. Однако заметных улучшений здесь ждать не приходится: эти деньги, признают сами чиновники, станут компенсацией за потерянные метрополитеном средства от рекламы и от арендной платы за убранные со станций ларьки.

\

Трамвай. Самый старый, самый демократичный и самый преследуемый вид транспорта в городе. Сейчас трамвай обвинили в ужасных грехах — и шумит он, и вибрации создает, и мосты убивает, и — главное — мешает автотранспорту. Понимаете, не умников обвинили, которые строили плохие пути и не продумывали заземление рельсов на мостах, не чиновников, которые прокладывали маршруты, а сам трамвай. 440 миллионов, которые «Горэлектротранс» получит на трамваи и троллейбусы от повышения цен на проезд, вопроса не решат: слишком долго здесь ничего не делалось, слишком все запущено и обветшало.

\

Остается автобус — главный козырь комитета по транспорту, его возлюбленное чадо.

\

Согласно условиям того самого «автобусного» конкурса, для обслуживания только социальных маршрутов фирмы-победители должны были выделить 600 автобусов, и «...на двадцати маршрутах, которые интенсивно заняты на доставке горожан к метро из «спальных» районов, интервал будет составлять всего 5 — 10 минут, чего в нашем городе еще не бывало никогда» — как обещал председатель транспортного комитета господин Дацюк.

\

Сегодня речь уже идет только о 400 автобусах и 15 — 20 минутах интервала.

\

Ну автобусы никто сосчитать не может, даже сами чиновники. А вот интервалы... Я могу свидетельствовать, что автобус № 15, заменивший собой три закрытых трамвайных маршрута, сейчас ходит с частотой от 35 до 50 минут. Несколько меньше интервалы у автобуса № 22, но и здесь о десяти минутах даже мечтать не приходится.

\

Мы, пассажиры, что-нибудь выиграли?

\

Ах да, еще комфорт. Нам расхваливают пресловутую «Сканию», дорогое и бездарное детище российских и скандинавских инженеров. Громадный тяжелый ящик, в котором из-за вынесенных в салон передних колес пассажиры не имеют обзора (везут буквально как скотину), с отвратительной вентиляцией (летом в задней части, «на галерке», люди в обморок падают от духоты), с форточками, до которых не дотянуться, с поручнями, за которые не удержаться, с проходами, в которых не разойтись, и с жесточайшими тормозами, которые заставляют людей кататься по салону, как горошины в погремушке. Это, по-вашему, комфорт? Может, в Швеции, где в таких автобусах люди ездят только сидя, они и годятся, а у нас, где народ сидит в основном друг на друге, ездить в них нельзя.

\

Между прочим, когда обговаривался вопрос повышения цен на проезд, прозвучал и такой довод: проезд повышается на 20 процентов, а доходы горожан, по официальным отчетам, выросли в 2005 году на 40 процентов. Во-первых, считается неприличным заглядывать в чужой кошелек — даже чиновникам. А во-вторых, разве не цель нашей глубокоуважаемой власти повышать благосостояние народа или это повышение только чиновников касается?

\

И, наконец, если уж говорить о деньгах. По последним сопоставимым данным Евро-стата, расходы населения России на оплату услуг пассажирского транспорта составляли 2,4% от общего объема потребительских расходов. Это примерно в два раза выше среднеевропейского уровня. Хотя есть страны, где эта доля совсем мала: Австрия — 0,6%, Бельгия — 0,8%.

\

Правда, там чиновники об улучшении работы транспорта не заботятся.