Лики святых с криминальным прошлым

Лики святых с криминальным прошлым

Кража икон – самое распространенное преступление в отношении культурно-исторических ценностей. Как выяснить, есть ли у иконы «криминальное» прошлое и что делают с найденными образами?

Кража икон – самое распространенное преступление в отношении культурно-исторических ценностей. Как выяснить, есть ли у иконы «криминальное» прошлое и что делают с найденными образами? О ликах святых, которые даже в огне не горят, но могут быть украдены – материал Екатерины Перрен:

Икона Богоявления Господня в храме на Гутуевском острове пропала среди бела дня .Из доступных была самая ценная, 19 век. Эта кража – не первая. Все, что ранее вынесли из церковных стен, найти не удалось. Лишь однажды прихожане увидели одну из икон в продаже. На Невском. Но опознать со стопроцентной точностью не смогли.

Не в каждой церкви столько образов ценных, сколько дома у Александра. Коллекционер собирает иконы много лет. Показывать не боится. Говорит, работаю с проверенными людьми. Краденного не предлагают. Но прошлое любой старинной иконы – почти всегда тайна.

Александр БУЛАТОВ, коллекционер: У меня есть икона одна из церкви Благовещения на площади Труда. Церкви нет. Икона есть. Но как считать – это криминальное прошлое? Церковь взорвана, кто-то схватил икону… Может быть, это даже один из тех, кто закладывал динамит.

Большую часть своих икон коллекционер передал в дар храмам. Но в квартире, оказывается, хранить было надежней. Не так давно образ Святого Целителя Пантелеймона из церкви Благовещения на Васильевском острове - украли.

Кража из храма приравнивается к краже из нежилого помещения. С точки зрения закона, церковь – все равно что гараж или баня. Оскорбление чувств верующих на срок покаяния за решеткой не влияет. Да и сроки, если ловят, дают небольшие. Хищение икон – самое распространенное преступление среди всех, совершаемых в отношении культурно-исторических ценностей.

Отец Владимир, священник: Воры, которые крадут иконы из храма, это святотатцы. Есть такой грех – святотатство. По сути, они крадут у самих себя образ божий. Являются иконоборцами.

Владислав КИРИЛЛОВ, начальник отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей ГУВД СПб и ЛО: Если брать портрет такой, среднестатистический, преступников, которые совершают хищение икон именно, то их называют либо иконники. Либо клюквеники. 25-35 лет. Как правило, человек, неоднократно судимый за данное преступление.

Вывоз этих икон за границу не так давно предотвратили в Кингисепе. У граждан Эстонии изъяли около 60 образов. Эта партия, ценой в 50 тысяч долларов, должна была попасть в Прибалтику два года назад. Иконы спрятали в ящики под железнодорожным вагоном.

Прихожане Храма святых Петра и Павла в Вырице в течение сорока дней на коленях читали акафист. Два года назад воры похитили ценнейшую икону с мощами первых христианских святых. Реликвию разыскали в глухой деревне в Тверской области и вернули в храм. Но чаще всего найти хозяев икон не удается. Создание электронного каталога ценностей петербургских храмов – пока лишь эксперимент. Какие иконы хранятся в деревенских домах – вообще никто не знает.

Эти иконы надо реставрировать, как и остальные реликвии храма Николая Чудотворца в Тосненском районе. Год назад в окно церкви бросили бутылку с зажигательной смесью. Икона в честь которой назван храм, в огне не сгорела. Только стекло лопнуло. А лики этих святых, после пожара, говорят, стали выглядеть так, как будто написаны сто лет назад.

Храм в поселке Картошевское Гатчинского района месяц назад сгорел со всеми иконами. Как свеча. Надо найти в себе силы не возроптать, говорит настоятель. Ведь сохранить веру, порой сложнее, чем самую ценную икону.