Охота за автомобилями на эвакуаторе как доходный бизнес

Охота за автомобилями на эвакуаторе как доходный бизнес

Владелец принудительно эвакуированного автомобиля в Петербурге заплатит 2927 рублей. В Москве – 1800 (если водитель не имел документов, либо был под градусом), или вовсе ничего (если автомобиль был неправильно припаркован).

Владелец принудительно эвакуированного автомобиля в Петербурге заплатит 2927 рублей. В Москве – 1800 (если водитель не имел документов, либо был под градусом), или вовсе ничего (если автомобиль был неправильно припаркован). Эта разница не дает покоя автомобилистам Северной столицы. Еще большее недоумение вызывает следующий факт: из 100 долларов, с которыми расстанется наш водитель, город не получит почти ничего. Почему?

Частно-государственное партнерство

Вряд ли большинство автовладельцев понимают, что, вызволяя свои машины из плена, они платят вовсе не государству, а коммерческим структурам, осуществившим эвакуацию и хранение машины. Хотя решение об эвакуации принимает сотрудник ГИБДД, то есть государство.

Администрация города в нашем случае поразительно легко дала возможность заработать бизнесменам. Участники рынка утверждают, что пять из шести компаний, занятых эвакуацией, тесно связаны между собой... Возможно так получилось потому, что самое непосредственное отношение к подготовке конкурсной документации, имели председатель правления Ассоциации спецплощадок Игорь Голубев и исполнительный директор этой же Ассоциации Борис Вьюшкин. Руководствуясь этими документами, город выбрал компании, которым доверил увозить и хранить задержанные машины.

Вице-спикер Законодательного собрания Петербурга Юрий Гладков хочет сделать как в Москве, выступая за замену эвакуации неправильно припаркованных автомобилей перемещением на соседние участки дороги. Этим в столице занимается специально созданное муниципальное предприятие, дотируемое из бюджета.

Депутат разработал законопроект «О размещении и принудительном перемещении автотранспорта на территории Санкт-Петербурга». В случае успеха закон серьезно осложнит жизнь владельцам эвакуаторов и стоянок. Он предполагает бесплатную эвакуацию за счет бюджета, если машину, мешающую движению или уборке улицы нельзя переставить поблизости. Именно стоимость доставки машин на стоянки дает сейчас львиную долю составляющей в действующих в Петербурге тарифах.

В законопроекте предусмотрены новые требования к спецстоянкам. Они должны быть оборудованы устройствами для электронного контроля фиксации доставки машин, причем первые 12 часов автотранспорт там хранится бесплатно. Проект уже прошел согласование в профильных комиссиях и в скором времени может оказаться в повестке дня ЗС.

Бесплатная эвакуация означает, что за нерадивых водителей будут расплачиваться все налогоплательщики, - справедливо возражают бизнесмены.

- В Москве стоимость мероприятий по парковке обходится почти в 6000 в расчете на машину, – приводит пример Вьюшкин. – Но так как это финансируется из бюджета Москвы, цифры стали латентными. В декабре там увозилось около 50 таких машин в день и при этом выделялось 8,5 миллионов. В январе на эти мероприятия в столице выделено около 15 миллионов.

Справедливая цена?

- Цены на принудительную эвакуацию в Петербурге вызывают большие сомнения, - говорит Гладков. – Эти тарифы неадекватны в сравнении с другими регионами. Фактически автовладельцы оплачивают навязанные им услуги коммерсантов.

Президент городского автоклуба А-24 Денис Шубин доказывает, что цены на эти услуги явно завышены: «Рыночная цена эвакуации в Петербурге 1100 рублей. Перевозчики рады работать и за 900». - Эвакуация на штрафстоянки весьма выгодна. Разговоры о большом холостом пробеге эвакуаторов – миф, потому что если даже причина задержания автомобиля устранена до прибытия спецтехники, инспектор почти всегда загрузит рядом стоящую машину-нарушитель. По мнению Шубина, разницу между нынешними тарифами и этой суммой должен получать город, а не коммерсанты. На эти средства можно строить муниципальные парковки.

По словам же заместителя председателя комитета по транспорту Николая Константинова, действующая цена обоснована расчетами Ассоциации спецплощадок (руководители которой, как мы помним, готовили документы и были причастны к выбору компаний) и проверена комитетом по экономическому развитию. Чиновник не думает, что коммерсанты имеют существенную прибыль: «Эвакуаторы выполняют много холостых вызовов, когда работа проделана, а загрузки нет». Константинов подтверждает: сейчас бюджет получает из этих денег только налог на прибыль. (Этот момент заслуживает особого внимания: налог на прибыль с данного вида деятельности не выплачивается, так как деятельность по разделам «Транспортные услуги» и «Хранение автотранспортных средств» облагается налогом по ставке единого вмененного дохода.)

Предприниматели, занимающиеся эвакуацией машин в Петербурге, тоже уверяют, что их бизнес находится на грани рентабельности. А эксперты оценивают годовой доход коммерсантов в несколько миллионов долларов.

Официально оборот рынка эвакуаторов и спецстоянок в минувшем феврале составил более трехсот тысяч долларов. Арифметика проста: на штрафстоянки Петербурга доставили свыше 3000 автомобилей. Подавляющее большинство – неправильно припаркованный автотранспорт. Если владелец забирает машину не позже, чем через три часа, он отдает те самые 2927 рублей. Заметим, что это – официальная статистика.

Идет охота

По некоторым данным, коммерсанты скромничают. Количество принудительно эвакуированных машин значительно больше, но часть из них проходит мимо бухгалтерии. Косвенно эти данные подтверждают следующие цифры: за февраль на штрафстоянки попали 952 машины из Приморского и Петроградского районов, тогда как Московский и Адмиралтейский районы сдали всего 469 автомобилей, а, например, самый «вкусный» Центральный район (где не оставишь машину под страхом не найти ее на том же месте через полчаса) – 663 машины. Напрашивается предположение: В Приморском и Петроградском - злые гаишники и самые недисциплинированные водители. Это странное в пределах одного города наблюдение склонен поддержать Борис Вьюшкин: «Видимо, массовость нарушений на Петроградке гораздо больше». В доказательство Вьюшкин приводит следующий аргумент:

- Поначалу с Невского проспекта на штрафстоянки собиралось порядка 90 процентов машин, а сейчас только 10-15 процентов. Теперь через площадь Восстания можно спокойно проехать.

Однако простые наблюдения показывают, что в Центральном районе эвакуаторы трудятся без отдыха. Говорят, что с Невского и прилегающих улиц ежедневно увозят несколько десятков машин. Компании, получившие право на перемещение неправильно припаркованных машин, при конкурсном отборе заявляли о готовности эвакуировать по сто машин в день на лот (город поделен на 12 лотов). И они стремятся к этому.

- 100 единиц на лот – это охота на автомобилистов, - говорит пожелавший остаться неназванным оператор. Тем не менее, охота идет. Автомобилисты подтвердят, что зачастую эвакуаторы вывозят не то, что действительно мешает движению, а транспорт, который легче погрузить на эвакуатор. Спрашивается, зачем бы это ГИБДД, если она, вызывая спецтехнику, официально не имеет материальной заинтересованности от количества перемещенных машин?

Конкурс на заказ

Итак, 6 компаний «возделывают» 12 лотов. На территории каждого лота – спецстоянка. Заприметив неправильно припаркованный автомобиль, сотрудник автоинспекции обращается в службу 001 как диспетчерскую Ассоциации спецплощадок.

- 001 – наш информационный ресурс, и диспетчерская действует на основе соглашения с комитетом по транспорту и ГИБДД. - рассказывает Борис Вьюшкин. - При поступлении заявки определяется, кому принадлежит эта территория (лот) и звонок переадресовывается уполномоченной организации. В режиме онлайн данные вывешиваются в Интернет. Уполномоченная организация имеет свои эвакуаторы или привлекает сторонний транспорт.

Вьюшкин говорит, что в этом процессе задействованы 90 процентов перевозчиков, удовлетворяющих требованиям, выдвинутым в конкурсной документации. Единственное условие - транспорт должен быть не старше 10 лет.

Вроде бы все логично. Правда, авторы схемы придумали такие условия, когда пройти квалификационный отбор могли только дружественные им фирмы. Уже упоминавшийся Игорь Голубев был членом конкурсной комиссии. А группа компаний ЛАТ, учредителем которых он являлся, оказалась задействована в цепочке по эвакуации машин. Например, автобаза ЛАТ занимается эвакуацией, ЗАО «Городской центр Спецавтотехника» принимает машины на хранение, а ЗАО «Ленавтотехника» тоже специализируется на эвакуации. Последняя и предоставила Ассоциации спецплощадок телефонный номер 001 для обеспечения взаимодействия между концессионерами. «Спецавтотехника» выступает также соучредителем Ассоциации, где Голубев, напомним, значится председателем правления.

Иначе говоря, кто девушку ужинает, тот ее и танцует.

Теперь догадайтесь с трех раз, чьи эвакуаторы выполняют заказ, после того, как сотрудник ГИБДД звонит по 001. И есть ли необходимость в этом звонке, если по правилам функционирования спецплощадок доставить автомобиль, задержанный на территории лота, можно только на спецстоянку, расположенную на этой территории. То есть каждый милиционер знает адрес и телефон площадки его района.

Еще один вопрос на засыпку: Почему в поисках своего автомобиля гражданин вынужден обращаться к коммерсанту по телефону 001, если официально задерживало машину государство?

И вдогонку: повезут ли эти эвакуаторы на штрафстоянку брошенную машину, великое множество которых скопилось на обочинах улиц, зная, что за нее никто не заплатит.

Кстати, ради любопытства, я зашел на сайт Ассоциации автостоянок, где «в режиме онлайн вывешиваются данные». 5 апреля этот сайт посетили еще 5 человек. Скорее всего, членов самой ассоциации, а не владельцев пропавших машин.

Что делать?

Единые расценки на перемещение и хранение автотранспорта на спецстоянках должны были быть подготовлены федеральной службой по тарифам до 1 апреля. О результатах работы службы пока неизвестно. Однако, возможно, правительство Петербурга будет вынуждено изменить нынешние цены на принудительную эвакуацию автомобилей? Борис Вьюшкин не склонен поддерживать эти надежды:

- В поручении правительства РФ службе по тарифам речь шла о разработке методических рекомендаций по расчету тарифов.

А рекомендациям можно не следовать. Поэтому не стоит надеяться, что расценки в Петербурге будут уменьшены. Но может быть, город сам решит заработать на проштрафившихся автомобилистах? Денис Шубин объясняет, как это сделать:

- Что изменилось для автомобилиста с началом штрафной эвакуации? Грозные таблички под знаками «Остановка запрещена» с символом принудительной эвакуации появились мгновенно, ими утыкали весь город, а вот парковочные места, как платные, так и бесплатные не появляются! Автомобилисты должны иметь возможность припарковать свой автомобиль по правилам. Только улучшение ситуации с парковкой и дорожной обстановки в целом позволит изменить отношение к привычке парковать свой автомобиль как придется из безразличного до недопустимого и неприличного среди самих водителей. Город должен создать собственную службу, ведающую всеми парковками, спецстоянками и принудительной эвакуацией, как это реализовано во всем мире. Средства, полученные за штрафную эвакуацию и хранение задержанного автотранспорта должны идти в бюджет города и расходоваться на организацию парковок, перехватывающих стоянок, ремонт дорог. Вот и источник финансирования!

В конце концов, мы, автомобилисты, не против, если знать, куда идут эти деньги.

Александр Горшков
P.S. В корректировке бюджета Петербурга текущего года, как и ожидалось, губернатором была внесена поправка, предусматривающая расходы в размере 10 млн. рублей на закупку эвакуаторов для ГИБДД.
По мнению вице-спикера Законодательного Собрания Юрия Гладкова, это важный шаг на пути к улучшению существующей системы эвакуации.
«Обосновывая возможность принятия законопроекта о бесплатной эвакуации, я уже отмечал, что затраты бюджета в среднем могут составить около 10 млн.рублей в год, которые пойдут на компенсацию расходов коммерческим структурам, занимающимся перевозкой автомобилей. Однако исполнительная власть решила пойти по другому пути и сначала обеспечить необходимой техникой ГИБДД. Действительно, исходя из данных, предоставленных мне чиновниками, основной причиной привлечения к работе по эвакуации автомобилей коммерческих компаний, является нехватка собственной техники у ГИБДД. Поэтому я приветствую такое решение и надеюсь, что оно позволит приступить к реализации бесплатной для граждан эвакуации. С выходом техники ГИБДД расходы на ее содержание и работу можно будет компенсировать за счет средств, получаемых бюджетом от административных штрафов. Эвакуация – это мера государственного принуждения и ей должен заниматься орган исполнительной власти», - считает Юрий Гладков.

Список организаций, осуществляющих деятельность в качестве уполномоченных организаций по помещению на специализированные стоянки, учету, хранению и выдаче транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях