Как генерал-квартирмейстер стал инженер-генералом

Как генерал-квартирмейстер стал инженер-генералом

Одним из достопримечательных зданий Петербурга XVIII и XIX веков был Большой театр. В подражание ему был построен одноименный, похожий на него, театр в Москве.

Одним из достопримечательных зданий Петербурга XVIII и XIX веков был Большой театр. В подражание ему был построен одноименный, похожий на него, театр в Москве.
Московский Большой театр и ныне продолжает благополучно жить. Иная судьба оказалась у петербургского: о нем сохранились лишь воспоминания и строчки в исторических исследованиях. Да и с теми неважно: о начальном периоде театра сведения очень неполны. Современники называли строителями театра генерала Баура и художника Тишбейна, в наше время об этом театре говорят как об одном из творений архитектора Ринальди...
Впрочем, все имеет свое начало, и обратимся к нему. Начинался наш Большой театр — с Каруселя.

Каруселем во времена Екатериной II называли рыцарские конные состязания, устроенные императрицей в 1766 году на обширном лугу перед Зимним дворцом. Хорошо позабавив столичное население, Карусель благополучно минул (см. «Наследие» от 14 января). Теперь у императрицы появилась забота: ей нужно было решить, что делать с деревянным амфитеатром, сооруженным при этой великосветской забаве для зрителей и болельщиков. Это квадратное сооружение с ареной внутри него было красиво и весьма вместительно, а теперь в народе называлось на свой манер — «каруселью». Екатерина решила перенести Карусель на городскую окраину — в Коломну на Брумбергскую площадь и устраивать в ней театральные представления для народа.

\

Екатерина сама была великой актрисой в жизни и сама писала и ставила комедии на сцене. По себе она осознала великую силу искусства, которая может быть использована и в хороших, и в дурных целях. О театре говорила так: «Театр школа народная, она должна быть непременно под моим надзором и за нравы народа мой первый ответ перед богом». Брумбергская площадь по своему недалекому расположению вполне подходила для надзора за таковой школой. Она находилась между недавно построенным Никольским морским собором и деревянным Поцелуевым мостом на реке Мойке.

\

Такое необычное наименование этот мост получил по кабаку «Поцелуй», что принадлежал купцу Поцелуеву и был рядом с мостом — на углу набережной и Никольской улицы. А названная площадь именовалась по имени голландца Брумберга, содержавшего здесь лесопильные мельницы и жившего у этого моста на другом, правом, берегу Мойки в построенном им двухэтажном каменном доме. При доме Брумберга были огород и теплицы с известной всему городу торговлей цветами. (Ныне на этом месте находятся бывшие Конногвардейские казармы.)

\

Карусель был поставлен посреди Брумбергской площади, которая тогда представляла собой обширный пустырь, окруженный деревянными строениями с садами. Но уже существовали планы городского строительства с намеченными кварталами известного нам очертания и с каменными домами, стоящими в ряд.

\

Сразу после установки амфитеатра на его арене (совсем как в Древней Греции) стали давать представления для народа. В основном это были комедии. Начинались они в четыре часа дня и бывали не реже, чем два раза в неделю. Зрителей было много. На сословия здесь не делились, так как за вход никакой платы не полагалось. Все расходы по содержанию этого народного театра казна взяла на себя. Платили только актерам — по полтиннику на человека за представление. Таким образом, здесь Екатерина предвосхитила мечтания идеалистов конца XIX века (Ромена Роллана, Л. Н. Толстого и др.) о народном театре, посредством которого предполагали улучшить человеческие отношения.

\

Однако нередко дождь разгонял и зрителей и артистов. А со временем деревянные конструкции амфитеатра настолько обветшали, что становилось опасным продолжать здесь представления. Необходимо было построить надежное каменное сооружение.

\

9 июня 1773 года генерал-полицмейстер Чичерин объявил высочайший указ об учреждении в Санкт-Петербурге «публичного русского комедиального зрелища, как оное и прежде было, которое и производить на построенном для карусели месте, и для представления оных построить театр и комедиантов нанять».

\

Построить новый «публичный театр» в столице Екатерина II поручила военному инженеру, строителю крепостей и гидротехнических сооружений М. А. Деденеву, передав ему при этом необходимые для постройки чертежи, составленные архитектором Ринальди. Михаил Алексеевич незадолго перед этим отличился при постройке в 1763 — 1772 годах пеньковых складов на берегу Малой Невки (Пенькового буяна). Эту работу инженер Деденев выполнил совместно с придворным архитектором Антонио Ринальди. Теперь эти известные строители могли продолжить совместную работу.

\

Благополучно, но не спешно заложив фундаменты, через пять лет, в 1779 году, подрядчики начали уже кладку стен первого этажа. Но в это лето с поставленных лесов упал Ринальди. Об этом Екатерина II сообщала своему зарубежному корреспонденту Ф. Гримму. После этого семидесятилетний архитектор перестал бывать на строительной площадке. Без Ринальди постройка театра окончательно замедлилась, и императрица решила дальнейшее ведение работ поручить другому доверенному лицу.

\

Таковым оказался Федор Вилимович Баур, в энергичной и разумной исполнительности которого Екатерина была уверена.

\

Фридрих-Вильгельм Бауэр (Баур, Боур), бывший генерал-квартирмейстер прусской армии, в Россию был приглашен императрицей во время войны с турками. В 1769 году он был направлен в действующую армию Румянцева генерал-квартирмейстером. Вождение войск по незнакомой местности входило в круг его обязанностей. При нем были офицеры генерального штаба — колонновожатые. В числе их находился и М. И. Кутузов.

\

В своем донесении императрице граф Румянцев затем так отзывался о Бауре: «Нелицемерно могу сказать Всемилостивейшая Государыня, что Ваше Величество приобрели в нем искуснейшего себе слугу для военных дел; в коротком времени я обозрел в нем твердость знаний военной науки и то превосходство, что он не подобен тем, которые в одном глубокомыслии все свои таланты скрывают... Ваше Императорское Величество поздравляю в толь искусном выборе людей и купно всеподданнейше благодарю, что служба с таким человеком послужит и мне в науку».

\

Отличался Баур не только в искусстве вождения военных колонн и в составлении карт местности, но и на полях сражений под Ларгою и Кагулом. Под Рябою Могилою он смелой контратакой обратил в бегство превосходящего неприятеля.

\

В конце 1771 году Баур по высочайшему повелению был вытребован в Петербург. Здесь императрица поставила его во главе недавно учрежденного ею Генерального штаба. Федор Вилимович с большой энергией взялся за его развитие. Он упросил императрицу приобрести дом для Генерального штаба (корпуса вожатых): «...где бы не только молодые того штаба офицеры в науках, относящихся до военного искусства, упражняться могли, но и исполняли бы по службе им поручаемое».

\

Таковым подходящим показался ему дом и участок наследников купца Брумберга. Сам купец к этому времени оказался казенным должником, разорился и умер. Обосновавшись здесь, Баур, однако, не спешил свернуть цветочное хозяйство. «Санкт-Петербургские ведомости» того времени извещали читателей: «В Морской улице, у запасных магазинов в бывшем Брумбергском доме, что ныне вожатый корпус, продаются из оранжереи голландские луковицы разных званий и отменных колеров. Также розаны в горшках. Левкои, фиалы и махровые гвоздики с цветом». Очевидно, такое цветочное окружение нравилось начальнику Генерального штаба.

\

Однако в высоких военных сферах энергия Баура не всем пришлась по вкусу. В числе недовольных оказался и всесильный Потемкин.

\

Екатерина II в таковой конфликтной ситуации поступила по-житейски мудро. Императрица стала загружать начальника Генерального штаба всякого рода строительными поручениями — так что у того уже просто не оставалось времени для борьбы со своими противниками. Баур же, со своей стороны, охотно обратился к строительным делам: он любил строить и здесь ему никто не мешал быть полным хозяином. Помимо своего генерал-квартирмейстерского звания он теперь получил и чин генерал-инженера. Был награжден и многими высокими орденами.

\

В разное время ему были поручены укрепления крепостей, устройство водоснабжения в Москве и в Софии (Царском Селе), строение Московского арсенала, постройка городовой верфи в столице и гаваней в Кронштадте и Риге, исправление Ладожского канала... Наконец, в Петербурге Баур возглавил комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала — одевал в камень эти водные городские магистрали. К этим хлопотным заботам Федора Вилимовича Екатерина добавила еще одну — ему была передана постройка Большого каменного театра. Благо, что последняя находилась неподалеку от резиденции Баура.

\

Екатерина II также назначила и нового архитектора к театральному строению, призванного заняться устройством и убранством его внутренних помещений, украшением главного фасада. Таковым оказался театральный художник и декоратор Людвик-Филипп Тишбейн. В 1779 году он был приглашен в Петербург писать декорации для императорского театра в Зимнем дворце. Его творчество понравилось императрице, и она решила привлечь опытного мастера к завершению постройки публичного театра в Коломне. Екатерина часто советовалась с Тишбейном насчет подробностей внутреннего устройства театра. Так, было решено императорскую ложу поставить в центре амфитеатра. А по обе стороны ложи разместить несколько рядов привилегированных мест с повышенной платой и за ней — партер. Устроить три яруса лож в зрительном зале.

\

В 1781 году «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали: «Для исправления водяных и других работ потребно... поставить в Санкт-Петербурге к строению театрального дома и уличных каналов разного виду кирпича, извести тосненской... и равномерно же плотников и каменщиков; желающие взять поставку всего оного могут для торгу и заключению контрактов явиться здесь в Петербурге в учрежденною в доме генеральнаго штаба комиссию строения Фонтанки и Екатерининского канала...»

\

Энергичный Баур в 1782 году вчерне завершил постройку театра, установил театральные машины. На следующий год уже должны были исполнить отделочные работы и осенью открыть театр. Это получилось. Первое представление в Каменном публичном театре в Коломне состоялось 24 сентября 1783 года постановкой итальянской оперы Il mondo della luna. В это начальное для первого в Петербурге постоянного каменного театра время на его сценической площадке поочередно ставились российские комические оперы, итальянские оперы, балеты, трагедии, комедии. Часто партер, сцена, залы фойе и галерея театра отдавались для столь любимых тогда маскарадных увеселений.

\

Однако театр был открыт без Баура. В феврале 1783 года известный в свою эпоху генерал-инженер скончался в возрасте 52 лет. Очевидно, в этом сказалось его переутомление от многих забот.

\

Баур все что мог отдал своему новому отечеству. На его надгробии была высечена надпись:
Покрыта камнем сим не слава,
но лишь прах
И надпись гробная во кратких
есть словах.
Не услаждается тот многими
словами,
Кто знатными свой век отличен
был делами.
Здесь Боур погребен.

\

Имевший возможность увидеть недавно построенный театр ученый И. Г. Георги писал: «Повелением Екатерины Вторыя построен оный под смотрением славного театрального живописца Тишбейна и под главным надзиранием Г. Генерал-Порутчика Бауера. Снаружи представляет оный огромное здание величественного вида».

\

Однако далеко не все воспринимали здание новопостроенного театра так же. Один мемуарист вспоминал: «Большой театр... походил больше на магазин (то есть складское сооружение. — А. А.), чем на храм искусства». Это обстоятельство заставило уже в начале последующего XIX века изменить внешний облик театра. Но это уже другая история.