Петербургские цыгане работают на заводах, ведут подсобное хозяйство и танцуют под русские частушки

Петербургские цыгане работают на заводах, ведут подсобное хозяйство и танцуют под русские частушки

Языковеды, этнографы и правозащитники сегодня, в преддверии Международного дня цыган, говорили об уникальности и ценности любой этнической группы.

Языковеды, этнографы и правозащитники сегодня, в преддверии Международного дня цыган, говорили об уникальности и ценности любой этнической группы. Подчеркивали, что на Северо-Западе существуют многолетние традиции мирного сосуществования разных народов. Но особо отмечали факты участившихся конфликтов, в том числе, между цыганами и русскими. С пресс-конференции начал свою поездку к цыганам корреспондент НТВ Илья Федосов. На пресс-конференции о цыганах говорили в основном языком научным. Ярослав Васильков, доктор филологических наук: «Влияние цыганского исполнительства на культуру нашего города и не только музыкальную, но и поэтическую культуру было огромно. Достаточно сказать, что под обаянием цыганского искусства были такие деятели русской культуры, как Некрасов, Апухтин, Лесков, Рубинштейн». Но это с точки зрения теории. Практически взаимодействие светил русской словесности с цыганской культурой последние полторы сотни лет выражалось в восклицании: «Господа, поедем к цыганам». И мы поехали к цыганам. В поселок у железнодорожной станции Лигово. Пейзаж — нечто противоположное фильмам Эмира Кустурицы. Затопленная улица, полуразрушенный сарай и рядом — дом с резными наличниками. Во дворе — остатки мотороллера, опять же отсылающие к фильму «Черная кошка — белый кот», который местные цыгане очень любят. На вопрос, что они думают о соотечественниках, занимающихся мошенничеством и торговлей наркотиками, отвечают: «Плохие люди есть в каждой нации. А при теперешнем оседлом образе жизни средства на пропитание можно добывать законными способами». Александр Тумашевич: «В старые времена ещё, тогда это называлось спекуляцией, занимались торговлей. Сейчас занимаются тем же самым, но уже имея лицензию. Многие работают на заводах. Я работаю на железной дороге, бригадиром пути». Пока женщины заваривают чай, мужчины разговаривают о делах. Это не ссора. Тот, что слева — продает кобылу, тот что справа — старается сбить цену. Лошадь, которую только что продали за 80 тысяч рублей, с утра ушла за сеном. На зиму запасов не хватило. Но в поселке активно идет натуральный обмен: цыгане продают русским мужикам навоз — те им корм для коней. Круговорот отношений. Выгода обоюдная. Вот оно — нехитрое цыганское хозяйство. Поросёнок в сарае, навоз на продажу. И собаки, которые всё это хозяйство охраняют. Такое оно — цыганское счастье. Одну собаку зовут по-цыгански — Руво, что означает волк, у второго пса кличка Макс — современная, можно сказать, молодежная. Что касается цыганской молодежи, то ей здесь живется значительно сложнее, чем старшему поколению. Рада Череповская: «Очень много молодых девушек боятся русских. Сейчас страшно ходить по улице». Имеется в виду последний случай: недавно в поселке избили подростка за то, что он цыган. Парень попал в больницу с переломами ребер. В советское время такого не было: говорят представители старшего поколения и продолжают накрывать на стол. Местные жители объясняют: мы — русские цыгане, единственный цыганский народ, у которого нет баронов. У всех есть бароны, а у нас нет. И усадив гостей за стол, вольные цыгане с русскими фамилиями и отчествами пускаются в пляс под русские частушки. Как бы напоминая о том, что если есть в этом мире что-то живое и постоянное — то это — время цыган.