Памяти Блокадных Трамвайщиков

Памяти Блокадных Трамвайщиков

Мемориальный рейс в память о подвиге блокадных трамвайщиков стал уже традиционным. В этом году 15 апреля впервые основные события развернутся в старейшем трамвайном парке Петербурга – Василеостровском, где создается музей городского электрического транспорта. Праздник начнется в 12-00. Подвозить горожан будут трамваи блокадной поры, которые в субботу отправятся от станции метро Горьковская в 10:50, 11:10 и 11:30.

15 апреля 1942-го года после трёхмесячного перерыва на маршруты осажденного Ленинграда вышли первые блокадные трамваи. В тот день, за три года до Победы, жителям города в таких привычных трамвайных звонках «слышался далекий звон колоколов победы».

Мемориальный рейс в память о подвиге блокадных трамвайщиков стал уже традиционным. В этом году 15 апреля впервые основные события развернутся в старейшем трамвайном парке Петербурга – Василеостровском, где создается музей городского электрического транспорта. Праздник начнется в 12-00. Подвозить горожан будут трамваи блокадной поры, которые в субботу отправятся от станции метро Горьковская в 10:50, 11:10 и 11:30.

Еще с начала блокады, когда город стал фронтом, на военное положение был переведен трамвай. Он стал основным видом транспорта в городе - автомобили на фронте, сеть троллейбуса еще невелика. Появились санитарные поезда, и даже броневагон. Строились новые ветки к больницам. На передовую солдаты нередко ездили на трамваях. Помимо пассажирских перевозок, трамвай взял на себя транспортировку военных грузов, а также эвакуируемого заводского оборудования, доставку людей и инвентаря на строительство оборонительных сооружений.

Лишь один раз за 99 лет работы прервалось движение трамваев в городе на Неве. Всего на три месяца самой страшной холодной голодной зимы 1941-го – 1942-го гг. В январе 1942 г. прекратилась подача электроэнергии, и движение остановилось. Многие вагоны даже не успели вернуться в парки. Нет, наверное, более трагичной картины, чем стоящие на пустынных улицах обледеневшие трамваи. И без того ослабленные горожане вынуждены были пешком преодолевать огромные расстояния.

Как только подача электроэнергии возобновилась, трамвайщики начали готовиться к возобновлению движения. Впрочем, работа по поддержанию в нормальном состоянии гигантского хозяйства не прекращалась всю страшную блокадную зиму. 7 марта пошел первый грузовой трамвай, а на 15 апреля 1942-го был назначен пуск пассажирского трамвая. В тот день, за три года до Победы, жителям города в таких привычных трамвайных звонках «слышался далекий звон колоколов победы». Первые пять восстановленных после перерыва движения маршрутов обеспечивали пассажирам возможность добраться во все районы города всего с одной пересадкой. Нетрудно догадаться, что это значило тогда для жителей города. Трамвай жив – значит, живет и надежда.

Враг долго не мог поверить, что в блокадном городе ожил трамвай. Такого не было ни разу за всю мировую историю. Но когда удивленные фашисты разобрались, что странные голубые всполохи над городом – это искры от трамваев, они обрушили свои бомбы и снаряды на трамвайные остановки и парки. Профессия вагоновожатого стала едва ли не самой опасной: танкист на фронте защищен броней, а водитель трамвая - лишь тоненькой стенкой вагона.

Тогда, 64 года назад, на линию вышли вагоны типа МС («моторный стальной») и ЛМ/ЛП-33, более известные, как «Американка». Именно такие трамваи, пережившие блокаду и дожившие до нашего времени, будут доставлять горожан в трамвайный парк на Васильевском острове 15 апреля. Сесть в них можно будет у станций метро Горьковская, Спортивная и Василеостровская. Трамваи отправятся от ст. метро Горьковская в 10:50, 11:10 и 11:30. Конечная остановка – старейший трамвайный парк на Среднем проспекте, дом 77. В этот день с 11-30 до 14-00 его ворота будут открыты для всех. В 12 часов в парке состоится митинг, потом начнется концерт, в котором примут участие как прославленные мастера сцены, так и детские коллективы. Кроме того, горожане смогут осмотреть уникальную экспозицию музея электротранспорта - трамваи и троллейбусы, работавшие в разные годы на ленинградских-петербургских улицах.