Какие фасады у Петербурга?

Какие фасады  у  Петербурга?

В Петербурге идет масштабная реставрация историко-культурных памятников. Это и программа «Фасады Петербурга», и реконструкция культовых сооружений.

В Петербурге идет масштабная реставрация историко-культурных памятников. Это и программа «Фасады Петербурга», и реконструкция культовых сооружений. За ходом работ на некоторых объектах наблюдала сегодня наш специальный корреспондент Екатерина Комова.

Освободить храм Успения Пресвятой Богородицы из деревянного заточения мечтали к юбилею города на Неве. Надеялись, что единственной церкви, стоящей на берегу петербургской реки, хватит средств на реставрацию. Но прошло три года, а сделана от силы треть всей работы.

Вот так, вручную мастера изготавливают медные пирамидки. Ими украшают церковные купола. С высоты птичьего полета, говорят, очень похоже на ананас. Снизу такого эффекта уже не будет. В бытность, когда в храме был построен первый в городе крытый каток, и началось его разрушение. Центральный барабан лихие советские рабочие забетонировали, а снаружи нанесли толстый слой масляной краски.

Петр Щедрин. Реставратор: «Под краской лежат слои лака, которые необратимы. Чтобы отреставрировать кирпичную кладку приходилось все счищать, мастиковать, укреплять, чтобы привести в тот вид, который сейчас имеет центральный барабан».

Но больше всего пострадали фрески. Под краской и белилами сохранились лишь небольшие осколки живописи 19 века. Кропотливые женские руки их промывают, чистят и перерисовывают на кальку. Потом дополняют весь фрагмент. И только после этого художники приступают к воссозданию рисунка. Технология сложнейшая. Другому памятнику федерального значения, Александро-Невской лавре, повезло чуть больше.

Алексей Лапин. Генеральный директор компании, осуществляющей реставрационные работы: «Тут были просто решетки из арматуры сварены на окнах, нарублены двери. То есть здесь завод был, и согласно нуждам завода проводились какие-то работы. Не более того».

Но так было до тех пор, пока 10 лет назад завод «Прометей» не начал освобождать здания комплекса. Сегодня Митрополичий корпус Александро-Невской лавры выкрашен в аккуратный желтый цвет. Реставраторы заменили окна и восстановили историческое крыльцо парадного входа. Впереди работы на северной и южной башнях. Петербург сегодня все больше напоминает масштабную стройплощадку.

Большой ремонт идет на многих объектах федерального значения. Вот только финансирование в последние годы все чаще не из Москвы, а из внебюджетных источников. Их привлекает Правительство Петербурга.

Ольга Таратынова. Заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры: «Программа финансирования исторического центра, к сожалению, постепенно сходит на нет. И ее объемы уже гораздо меньше, чем три года назад».

Сегодня Москва делает ставку на такие проекты, как вторая сцена Мариинского театра. Поэтому Петербургу зачастую приходится самостоятельно искать деньги на реставрацию памятников федерального значения. А их в городе около 3,5 тысяч.