Рождение нового звука

Рождение нового звука

Секрет хорошего звука. Где собирают рояли для музыкальных школ и училищ города? Из мастерской, где рождается новая для Петербурга музыка – наш репортаж. На концерт в музей-квартиру Самойловых сегодня пригласили профессоров музыкальных училищ и деловых людей. Произведения Моцарта.

Секрет хорошего звука. Где собирают рояли для музыкальных школ и училищ города? Из мастерской, где рождается новая для Петербурга музыка – наш репортаж.

На концерт в музей-квартиру Самойловых сегодня пригласили профессоров музыкальных училищ и деловых людей. Произведения Моцарта, Шумена и Прокофьева исполнили на новых роялях, собранных в Петербурге. Пока готово всего два инструмента. На такой риск пошли специалисты с известной в советские годы на всю страну фабрики «Красный октябрь». После закрытия петербургского предприятия в России не осталось ни одного производства роялей.

История производства в Петербурге насчитывала более полутора веков. Финальный аккорд прозвучал полтора года назад. В музыкальных школах и училищах страны все еще стоят «Красные октябри», выпущенные 30 и более лет назад. Они дребезжат. Плохо держат строй – вообщем, давно отыграли свое. В училище имени Мусоргского с гордостью показывают «Стенвей», приобретенный несколько лет назад. Рояль не новый. Довоенных лет. Но играть на нем одно удовольствие.

Рояль здесь берегут и поэтому в учебный класс ставить не стали. Преподаватели хотели бы видеть на месте каждого «Красного октября» – «Стенвей». Но эта мечта - неосуществима. А реальность – такова: «старые инструменты надо менять. На что, пока не совсем ясно.

Александр МОРОЗОВ, директор музыкального колледжа им. М. П, Мусоргского : Мы с удовольствием взяли бы отечественные инструменты, которые были бы хорошо и качественно сделаны. Но пока таких нет.

В Этой мастерской рождается новая для Петербурга музыка. Детали Импортные. Мастера- наши. Много лет проработавшие на фабрики «Красный октябрь». Чтобы собрать один рояль – надо два месяца работать. В этом инструменте - 10 тысяч деталей. .

Студентка второго курса музыкального училища Людмила первый раз в жизни играет на новом рояле. В мастерской она узнала много нюансов, в которых - секрет хорошего звука. На раму инструмента давит струнная одежда с мощностью 16 тонн. Полмиллиметра погрешность в сборке и рояль может просто треснуть.

Геннадий НИКОЛАЕВ, фортепьянный мастер: «А самый ответственный момент – это от первого шурупа до последнего. Не бывает, как у человека запасных частей. Все главное.

Хоть полного цикла производства роялей в Петербурге сохранить не удалось, мастера надеются: миньоны с импортной начинкой в итоге станут даже более популярными. Закрыв производство, свою мастерскую по сборке роялей из импортных деталей, в Петербурге открыла и бывшая фортепьянная фабрика. Подсчитано, чтобы заменить все старые инструменты в учебных классах музыкальных школ и училищ города и области надо полторы тысячи новых роялей. Собранные в Петербурге – или за границей? Если наши специалисты не станут победителями в этой игре, то в перспективе все знания будут утрачены. И профессия фортепьянного мастера, уже сейчас редкая, – исчезнет. Некому станет и настраивать рояли, ведь школой настройщиков – было производство.