Большая Канатная

Большая Канатная

Дореволюционный Невский проспект часто называли улицей банков. И правда, на нем находилась большая часть банков и банкирских контор столицы.

Дореволюционный Невский проспект часто называли улицей банков. И правда, на нем находилась большая часть банков и банкирских контор столицы. Только вот к Старо-Невскому это не относится — здесь банков не было вовсе.

Дореволюционный Старо-Невский можно было бы назвать проспектом канатов — или, скажем, Большой Канатной улицей. Почему? Да потому, что нигде в столице не было такого скопления магазинов, торговавших канатами и веревками, как на Старо-Невском. Канаты в северной столице были весьма востребованны: они были нужны для многочисленных судов и суденышек, перевозивших грузы и людей по Неве и в далекие края.

\

Раскроем «Весь Петербург» за 1905 год. В нем отмечены среди прочих такие купцы, торговавшие канатами и веревками:

\

Невский, 107, — Василий Лобанов,

\

Невский, 109, — Константин Голиков,

\

в том же доме — братья Иван и Михаил Гостевы,

\

Невский, 113, — Алексей Снетков,

\

Невский, 136, — Александр Колпашников.

\

И еще одно торговое заведение, самое важное, находилось в доме № 150, относившемся тоже к территории Старо-Александровского рынка. Здесь работал главный фирменный магазин и склад канатной фабрики «И. Гот».

\

Это было знаменитое предприятие! Выходец из Британии купец Еким Гот открыл его на Петровском острове еще в 1800 году. Канатная фабрика Гота одной из первых обзавелась паровыми машинами и вообще умела отвечать, как теперь говорят, на «вызовы времени». Во всяком случае ей удалось пережить абсолютно всех своих конкурентов: фабрика «И. Гот» работала и перед революцией, когда все ее сверстники уже давно закрылись.

\

Пришлось фабрике бороться не только с конкурентами, но и с неприятностями. Такими, например, как уход в прошлое парусного флота. Или опустошительные пожары — такие, как пожар 1900 года, уничтоживший или повредивший большую часть фабричных строений. Очевидно, именно это событие и запечатлено на архивных фотоснимках. Правда, самого огня здесь уже нет — пожарные не столько гасят догорающие руины, сколько позируют перед камерой Буллы.

\

И что же? Изо всех своих передряг фабрика Гота выходила с честью, лишь расширяя свое производство и увеличивая штат работников. Так было и после 1900 года. Известно, что в 1914 году на фабрике трудились 1250 рабочих — больше, чем до пожара...

\

Разумеется, не сам Еким Гот руководил все эти годы своим детищем. Его дело унаследовали потомки — Иван Екимович, затем Вильгельм Иванович, потом Иван Вильгельмович. Именно под их управлением фабрика получила награды на многочисленных международных выставках — в Бостоне и Чикаго, Париже и Милане. Известны были Готы и широкой благотворительностью...

\

Любопытно, что здания фабрики Гота стоят на Петровском острове и сегодня, и мало того: большая часть ее оборудования сохранилась доныне. Это, в частности, рельсы и машины для вытягивания канатов, изготовленные в начале XX века...

\

Фотографии из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов