На островах в Финском заливе служащие маяков могут оказаться не у дел

На островах в Финском заливе служащие маяков могут оказаться не у дел

Современные технологии меняют привычный уклад жизни островитян в Финском заливе. Если раньше корабли ориентировались по маякам, теперь за их проводку отвечает специальная локационная система.

Современные технологии меняют привычный уклад жизни островитян в Финском заливе. Если раньше корабли ориентировались по маякам, теперь за их проводку отвечает специальная локационная система. Значит ли это, что служители маяков оказались не у дел, выяснила корреспондент НТВ Екатерина Правдина. Эта система, благодаря которой по российским внутренним территориальным водам в Финском заливе незаметно не пройдет даже рыбацкая лодка, начала работать с 2005 года. На побережье и островах построили радиолокационные вышки. С них вся информация стекается на базу, в Петродворец. Юрий Фролов, старший лоцман-оператор Радиолокационного центра управления движения судов: «Вот прямой участок: судно идет прямо на маяк. Судоводитель заснул, на мостике он один. И наш лоцман-оператор долго-долго его вызывает, пока он проснется и отворачивает в последний момент». Такой современный комплекс обеспечивает безопасность на море — это главная задача — и универсальность обслуживания судоходства. Оборудование, установленное на вышках, требует лишь контроля. Один раз в месяц. В полеты на острова инженеры собираются основательно: быт там еще пока не совсем обустроен. Поэтому берут и кровати, и одеяла, и запас еды. К затяжным рейсам тоже надо быть готовым. На Гогланде техников встречают с радостью. Маячным служителям — по совместительству они присматривают за новым оборудованием — с оказией привозят продукты и необходимые вещи. Небольшой перерыв на домашние хлопоты — и в башню. Обследование начинают снизу, а заканчивают на высоте, откуда городок и вертолет кажутся игрушечными. Дмитрий Гамазин, инженер 1 категории отдел тех обеспечения РСУДС: «Меняем ДИП — устройство специальное — для того, чтобы проверить ЗИП этого комплекта запасного. Если мы будем уверены, что работает, то мы её откладываем в ЗИП и как исправную содержим». Что означает аббревиатура, понятно лишь специалистам. Но, по сути главное: чтобы все работало, не давало сбоев и не оставляло пустот на электронных картах. Владимир Комиссаров, ведущий инженер РСУДС: «Мы просто перекрываем зону действия соседнего острова, где такой же радар и береговой радиолокационной системы». Эту башню построили в 2005 году. Спустя ровно 100 лет после появления в южной части Гогланда вон того маяка. Конечно, современная вышка превосходит старую и по габаритам, и техническому оснащению, и, конечно, по своим задачам. В будущем маячное оборудование планируют перенести сюда, на более высокую точку острова. Тогда историческая башня станет исключительно памятником. Но возможно при этом сохранит когда-то традиционные функции ориентира на море. В небольшом городке на острове — полное запустение. Его уже и городком трудно назвать. Покосившиеся строения, разбитые дорожки и заборы с остатками советского прошлого. Маячники на большую землю выбираются 2 раза в год за продуктами. Лекарств не получали уже 4 года и две зимы сидят без дров. Сами делают заготовки в лесу. Но такая аскетическая и изолированная от цивилизации жизнь старожилов устраивает. Наталья Никитина, инженер Южного Гогландского маяка: «Здесь уживаются и остаются романтики. Настолько к морю привыкаешь: даже делать нечего, просто по берегу идешь и приятно. Начинаешь присматриваться к природе. Птица прилетела, сразу видишь — другая». На фоне старого маяка новая вышка смотрится, как оплот агрессивной цивилизации, поглощающий прошлое. Но его здесь нещадно поглощает время. Все то же самое и на других островах, где стоят уже необслуживаемые маяки. Когда-то тут была узкоколейка: по ней в котельную возили уголь. Теперь работает современный дизельный генератор. Так, высокие технологии постепенно заменили человеческий труд. Избавив общество от хлопот и забот о людях, иногда десятилетиями живущих на маяках. Поэтому не исключено: профессия маячника скоро станет исчезающей, а острова со временем необитаемыми.