Музеи и проблемы

Музеи и проблемы

Экскурсоводы, хранители и архи-вариусы – это такая же ценность для каждого музея, как и его фонды. Музейные работники – это люди, бесконечно преданные своему делу.

Экскурсоводы, хранители и архи-вариусы – это такая же ценность для каждого музея, как и его фонды. Музейные работники – это люди, бесконечно преданные своему делу. Невзирая на невысокую зарплату, они десятилетиями служат искусству, даже не помышляя о смене работы. И при этом, с грустью отмечают, что передавать свой опыт, им практически некому. Репортаж Дарии Тухтаровой

В Петербурге 250 музеев, и, по сути, только один вуз готовит профильных специалистов. У современного студента в списке приоритетов Эрмитаж и Русский музей. Там, считают, зарплата повыше и перспектив побольше. Но,как показывает практика, далеко не все после окончания учебного заведение, идут работать по специальности…

Факультет музееведения Университета культуры и искусства – тысяча студентов. Здесь вводят новые программы обучения - виртуальные экскурсии – ноу-хау последних нескольких лет, вовлекают в профессию с первого курса. Без летней практики экскурсовода учебу не продолжить… На бирже труда выпускники не значатся, утверждает зав. кафедрой, но и в музеях молодых специалистов далеко не в избытке...

Надежда Сергеева, заведующая кафедрой музейного дела СПбГУКИ: Нехватка работников определяется отсутствием средств, чтобы оплачивать сотрудников. Вот мы выпускаем, они у нас работу не ищут, к нам все время приходят и просят, но студенты выбирают место работы…

На первом курсе студенты знают, где хотели бы работать. Чем дальше учеба, тем больше сомнений. Павел Маскин приехал в Петербург из Крыма Дома экскурсии водил регулярно, говорит дело прибыльное. Высшее образование решил получать в культурной столице России. Мечтал работать в Эрмитаже…

Павел Маскин, студент 1 курса СПбГУКИ: О музеях думать рановато, но я бы хотел работать в той сфере, которая связана с культурным наследием. Неплохая бы работа была в Эрмитаже, но там не берут младших научных сотрудников, в этом проблема. А другая система - музей широкого профиля – военно-морской, но там проблема в дальнейшем развитии, надо улучшить этот музей.

Как раз о развитии музейного дела и преемственности сегодня говорили в Эрмитажном театре на торжественном заседании. Пригласили старейших хранителей со всего Петербурга. Евгения Щукина в профессии пол века. Пришла в Эрмитаж стажером в отдел нумизматики. Сейчас главный научный сотрудник готовит себе замену. За все время работы музеевед Щукина сделала один главный вывод…

Евгения Щукина, главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа: Михаил Борисович нам теперь говорит, что ритм нашей жизни все убыстряется, и все время говорят хорошей жизни: не ждите, дальше будет сложнее. И нам приходится, не смотря на нежный возраст, соответствовать современным требованиям…

О проблемах музейщики говорить не стесняются. Главное, что тревожит - грядущая реформа. Михаил Пиотровский, директор государственного Эрмитажа, считает, что современные музеи проявляют чудеса выживания, а начинающаяся реформа, точнее схема финансирования ставит под угрозу все музейное дело…

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: Мы беззащитны, потому что бюджетный кодекс хочет лишить нас права заработанных средств, создается проект об автономных учреждениях культуры, которые как будто приостановлены, в которые никак не внесли те исправления, которые мы предлагаем, а без них музеи могут при переходе в автономные учреждения потерять свою недвижимость, государственное финансирование. Мы против того, чтобы наша деятельность называлась услугами, а наш материал предметом.

Избежать такого развития событий можно, убежден Михаил Пиотровский, для этого просто нужно культуру сделать таким же приоритетом, как например, государственная безопасность… В России все-таки больше 2 тысяч музеев. Ежегодно их посещают – 7 миллионов человек. И кстати, именно, Россия в свое время стала инициатором международного дня музеев.