Для защитников Отечества

Для защитников Отечества

Каждый человек независимо от успехов, которых он достиг в жизни, с тревогой ожидает наступления старости. Если старость приходится встречать в одиночестве и с болезнями — помощь общества становится необходимой.

Каждый человек независимо от успехов, которых он достиг в жизни, с тревогой ожидает наступления старости. Если старость приходится встречать в одиночестве и с болезнями — помощь общества становится необходимой.

В царской России нуждающиеся в помощи одинокие и немощные старики получали помощь от различных обществ, ведомств или государственных учреждений. Существовала она и для военных. Еще в XVIII веке признавалась несправедливость того, что защитники царя и отечества, ставшие инвалидами по службе, не получали помощи от государства. До середины XIX века забота об отставных и увечных воинах считалась «мирской» — крестьянские и мещанские общины поставляли рекрутов в армию, они же и кормили ветеранов и увечных стариков. Немалое число бывших солдат жили при монастырях, игравших большую роль в системе отечественной благотворительности.

\

Государственную помощь военные инвалиды получили лишь при императоре Николае I. По его указу, в Петербурге на 7-й версте от Московской заставы 27 июня (9 июля по новому стилю) 1836 года была открыта Николаевская Чесменская военная богадельня.

\

Такое название инвалидный дом получил не случайно. Богадельня открылась в бывшем путевом дворце, построенном в готическом стиле архитектором Ю. М. Фельтеном в 1774 — 1777 гг. для императрицы Екатерины II. Он получил название Чесменского в память о блестящей победе русского флота над турецким флотом в Эгейском море. Когда император Николай I передал бывший путевой дворец под богадельню, здание было перестроено архитектором А. Е. Штаубертом, к нему были пристроены три тождественных по архитектуре флигеля. Однако зимняя церковь Рождества Христова в здании была сохранена. По обычаю, день основания богадельни отмечался в церкви торжественным богослужением и народным гуляньем.

\

Богадельня была рассчитана на 15 офицеров и 460 нижних чинов, «если они не способны содержать себя по старости, лишенные способов к содержанию себя». В богадельне ветеранам и инвалидам предоставляли бесплатно стол и кров, к тому же офицеры получали от казны не свыше 300 рублей, а нижние чины — не свыше 100 рублей в год. В случае болезни призреваемые пользовались бесплатным лечением.

\

Понятно, что в богадельню попасть было непросто. Очереди поступления в богадельню приходилось ждать по 2 — 3 года. Но, попав сюда, инвалиды и ветераны были окружены заботой и вниманием.

\

В главном здании богадельни с западного флигеля на первом этаже постоянно находились сторож и дежурный. Длинный коридор разделял первое отделение на две половины, каждая из которых имела по две большие комнаты, в которых помещались 100 человек — гвардейских инвалидов. У каждого была кровать, отделенная одна от другой невысокой перегородкой. Белье меняли один раз в неделю, иногда чаще — по мере надобности. В изголовье каждой кровати находилась доска, на которой было написано имя, звание, прежняя служба и время поступления в заведение. У кровати находился небольшой шкаф с двумя ящичками (большим и маленьким), который служил и в качестве стола. У кровати находился также и табурет.

\

В восточном флигеле находилось офицерское отделение. Каждый офицер имел свою комнату, разделенную перегородкой на две части: одна комната служила передней для прислуги и для вещей, а в другой находились икона, зеркало, стол, 6 стульев, диван, комод, кровать.

\

Кроме главного здания богадельне принадлежали каменные двухэтажные дома, в которых располагались служебные помещения и лазарет.

\

Призреваемые в богадельне вставали не позднее 7 часов утра, убирали свои постели. В 8 часов пили сбитень, в 12 — обедали, в 8 вечера — ужинали. Некоторые инвалиды присматривали за порядком и чистотой в комнатах, коридорах и на лестнице, а также помогали в столовой и дежурили.

\

Была в богадельне своя библиотека, которой пользовались и офицеры, и нижние чины. Выписывались сюда книги и журналы.

\

Нижние чины «знающие какое-либо мастерство, могли заниматься оным в особо для того назначенной комнате в свою собственную пользу».

\

Связь с родными и близкими у инвалидов, живущих в богадельне, не прерывалась. Родственники имели право видеть инвалидов с 9 часов утра до 9 вечера. Все воинские чины, находясь в богадельне, также могли навещать родственников, могли ходить или ездить к ним на срок до трех дней с разрешения смотрителя. Могли русские воины ездить в отпуск свыше трех дней, но для этого случая необходимо было иметь разрешение директора богадельни.

\

После победы Октябрьской революции существующая система благотворительности рухнула. Николаевский Чесменский инвалидный дом перестал существовать. Куда делись доблестные защитники русского отечества, жившие в богадельне, — неизвестно. Известно только, что в бывшем инвалидном доме был устроен в 1930-х годах автомобильно-дорожный институт, после Великой Отечественной войны в здании разместились факультеты Ленинградского института авиационного приборостроения.

\

Чесменское воинское кладбище, находившееся при богадельне, частично сохранилось. Здесь хоронили и советских воинов — защитников Ленинграда. Среди похороненных — Герои Советского Союза А. Т. Севастьянов, Ф. А. Смолячков. В центре кладбища поставлен обелиск с надписью «Доблестным советским воинам, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины». Однако обелиска, что на кладбище лежат русские воины, павшие за Россию в XIX — начале XX столетий, — нет.

\

Фотографии из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов