ГЦРР шагнул с элитной крыши

ГЦРР шагнул с элитной крыши

Как стало известно Ъ, Городской центр размещения рекламы (ГЦРР) Санкт-Петербурга расторг первый договор о размещении рекламы на жилом доме, переданном в ведение товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Как стало известно Ъ, Городской центр размещения рекламы (ГЦРР) Санкт-Петербурга расторг первый договор о размещении рекламы на жилом доме, переданном в ведение товарищества собственников жилья (ТСЖ). После перезаключения договора товарищество "Петровская набережная, дом 4" начнет официально получать от компании News Outdoor-Russia более $10 тыс. в месяц арендных платежей за установленную на крыше его дома рекламу МТС. Для операторов рынка "наружки" активизация ТСЖ создает дополнительные риски: новый собственник может потребовать резкого увеличения арендной платы.


Собственники знаменитого дома на Петровской набережной (в нем живут представители петербургской элиты) стали первым и пока единственным в Петербурге ТСЖ, которому удалось официально получить контроль за рекламой на своем здании. На практике добиться от ГЦРР переуступки права контролировать рекламу на жилых домах крайне сложно. ТСЖ "Петровская набережная, дом 4" потратило на сбор документов, послуживших для ГЦРР основанием для расторжения договора с ООО "Фрегат" (структура News Outdoor-Russia), около года. Все это время ГЦРР продолжал взимать плату за установленную на крыше здания рекламу МТС -- около $10 тыс. в месяц. Впрочем, это не помешало ТСЖ потребовать с News Outdoor еще столько же: не дожидаясь урегулирования своих отношений с ГЦРР, товарищество заставило компанию заключить с ним контракт, по которому оператор последние четыре-пять месяцев выплачивал ТСЖ аналогичную сумму.
По новому жилищному кодексу с 2005 года ТСЖ разрешено сдавать в аренду фасады и крыши своих многоквартирных домов под рекламные конструкции. Это означает, что зарабатывать на вывесках и рекламных конструкциях теперь будет не город, а владельцы квартир через образованные ими ТСЖ. По закону доходы от "наружки" ТСЖ может тратить на благоустройство и содержание дома. По данным администрации города, в Петербурге зарегистрировано 4 тыс. ТСЖ, из которых 1,5 тыс. расположено в зданиях, раньше находившихся на балансе города. Из 26,9 тыс. имеющихся в городе рекламоносителей на этих домах установлено около 7 тыс. конструкций.
В News Outdoor рассказывают, что в последнее время такая практика стала широко распространенной. "Из-за проблем со сменой собственников жилых зданий в среднем компании приходится платить двойную цену за 15-20 процентов наших конструкций на фасадах таких домов", -- признает глава представительства News Outdoor-Russia в Петербурге Владимир Рябовол.
Не платить арендную плату в двойном размере операторы могут в том случае, если городские власти добровольно откажутся от контроля за рекламой, размещенной на домах ТСЖ. Рассчитывать на это, однако, не приходится. По словам главы ГЦРР Александра Кадырова, в случае если все жилые дома в Петербурге станут собственностью владельцев квартир, город потеряет 25-30% поступлений от размещения рекламы. Между тем в 2006 году размер этих поступлений должен составить около 800 млн рублей, или 1% доходной части городского бюджета.
Для операторов рынка "наружки" активизация ТСЖ создает дополнительные риски: спрогнозировать, какую плату потребует от них новый собственник, нелегко. Так, по данным Ъ, пока дом на Петровской набережной переоформляли на ТСЖ, право аренды его крыши пыталось перехватить у News Outdoor рекламное агентство "Возрождение", пообещавшее товариществу более высокую арендную плату. Одновременно само ТСЖ попыталось договориться с рекламодателем напрямую, предложив компании МТС в четыре раза повысить плату за размещение рекламоносителя. Сохранить контракты с МТС и ТСЖ по ранее действовавшим на этом объекте расценкам News Outdoor удалось лишь благодаря личному вмешательству главы ГЦРР.
В Москве ТСЖ пока не отобрали у столичного комитета рекламы ни одного рекламоносителя. Хотя московское правительство еще 12 апреля выпустило распоряжение, где описан порядок перевода рекламоносителей на баланс ТСЖ, в комитете говорят, что прецедентов еще нет. "Пока у нас число обращений по данному вопросу минимальное", -- сообщил Ъ председатель столичного комитета рекламы Владимир Макаров.
Участники рынка, между тем, опасаются, что петербургский прецедент может послужить примером для москвичей. "Как только станет известно о такой возможности, думаю, многие захотят получить деньги за размещение, которые сегодня получают в ДЭЗах и комитете рекламы, -- в Москве это $5-10 тыс. за место", -- говорит топ-менеджер одной из рекламных фирм. А коммерческий директор компании "Реклама-Сервис" Наталья Самойлова отмечает, что, если рекламное место на крыше было выдано вне конкурса, велика вероятность, что ТСЖ потребует провести торги: "Сложно будет против этого возразить, так как на крупных магистралях -- там, где высока конкуренция, -- экономически это будет оправданно".
АННА ПУШКАРСКАЯ,
БОРИС ГОРЛИН,
ТИМУР БОРДЮГ