Табак и алкоголь остались за пределами сети

Табак и алкоголь остались за пределами сети

Вчера Ъ стали известны подробности проекта создания сети магазинов под патронатом губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко.

Вчера Ъ стали известны подробности проекта создания сети магазинов под патронатом губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Уже осенью Смольный планирует объединить не менее 300 магазинов, в которых с минимальной наценкой будут продаваться "социальные" продукты только петербургских и областных производителей, под единым брэндом. Любопытно, что подакцизные товары (табак и алкоголь) в новой сети продаваться не будут. И поставщики, и ритейлеры сомневаются в эффективности губернаторской затеи.


Союз пищевых предприятий Петербурга уже разработал критерии участия городских производителей продуктов в новой сети продуктовых магазинов под патронатом губернатора. "Ожидается, что товарооборот сети на 70 процентов будет состоять из товаров, произведенных в Петербурге и Ленобласти. Отсутствие платы за 'вход в сеть', а также наценка не более 25 процентов дадут возможность удерживать привлекательные цены", -- рассказал Ъ Александр Зорин, руководитель Союза пищевых предприятий Петербурга. По его словам, в сентябре будут отобраны около 200-300 точек с площадью торгового зала 50-150 кв. м, которые примут участие в проекте. "Чтобы заинтересовать арендаторов этих площадей, город намерен присвоить этим точкам коэффициент социально значимых объектов, снизив таким образом арендную плату. Мы предполагаем, что коэффициент составит 0,1 процента", -- пояснил господин Зорин.
Напомним, что в конце апреля в ответ на жалобы представителей пищевых предприятий города губернатор Петербурга Валентина Матвиенко инициировала создание сети магазинов формата "у дома", альтернативной сетям работающих в городе ритейлеров. Госпожа Матвиенко объявила, что новая сеть будет охватывать все районы города и в ней будут продаваться "социальные" продукты первой необходимости: хлеб, молоко, мясо, соки, вода. Петербургские производители продуктов готовы принять участие в новом проекте. "Это очень полезный проект, который расширит представленность продукции местных производителей в магазинах Петербурга и облегчит вывод на рынок новых видов продуктов", -- считает генеральный директор ОАО "Петербургский мельничный комбинат" (входит в ЗАО "Аладушкин Групп") Виктория Устименко. "Отсутствие поборов в виде 'входных билетов' позволит нам поставлять продукцию по низким ценам, не балансируя при этом на грани рентабельности", -- уверенны в компании "Петербурженка".
По оценкам ритейлеров, местные производители обеспечивают в зависимости от категории 20-90% ассортимента магазина "шаговой доступности", при этом алкоголь и сигареты занимают суммарно только 10-15% в товарообороте такого магазина. Поэтому производители подакцизных товаров (табак и алкоголь), не вошедших в ассортиментную матрицу проекта, уверены, что их продажи от этого не пострадают. "До 70 процентов нашего ассортимента реализуется через сетевые структуры", -- заявил PR менеджер ЛВЗ "Ливиз" Константин Виноградов. А генеральный директор холдинга "Ладога" Вениамин Грабар считает, что формат, предложенный Смольным, экономически нерентабелен. "Потребитель не пойдет в такой магазин, если он не сможет купить там за один визит и молоко, и хлеб, и мясо, и спиртное", -- уверен господин Грабар.
И представители розницы, и представители сетевого ритейла отмечают, что отсутствие единой сетевой структуры отрицательно скажется на узнаваемости и, как следствие, посещаемости новых магазинов. "Единая концепция магазинов, в том числе внешнее и внутреннее оформление, позволяет увеличить узнаваемость и приверженность к сети. Осуществление данного проекта потребует существенного административного ресурса, позволяющего держать низкие цены и добиться выгодного местоположения для новых точек", -- считает Дмитрий Клюйков, региональный руководитель службы маркетинга и рекламы сети магазинов "Квартал". "Городские сети вкладывают значительные средства в продвижение услуг своих магазинов. Сложно прогнозировать, что будет с проектом, если власти не станут также финансировать раскрутку этой сети", -- отмечают в ОАО "Петербургский мельничный комбинат".
МАРИЯ ШЕВЧЕНКО