Пиратов станет меньше, а маломерных судов – больше

Пиратов станет меньше, а маломерных судов – больше

С каждым годом в Петербурге становится все больше маломерных судов. Если в прошлом году к «малому флоту» прибавилось около четырех тысяч судов.

С каждым годом в Петербурге становится все больше маломерных судов. Если в прошлом году к «малому флоту» прибавилось около четырех тысяч судов, то только за четыре прошедших с начала 2006 года месяцев в государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) зарегистрировались около трех тысяч таких судов. Всего, по словам начальника ГИМС Константина Пашинского, в Петербурге около 31 тысячи маломерных судов, среди которых катера и лодки, на которых проводятся водные экскурсии для туристов по рекам и каналам северной столицы.

Все меньше в акватории, за которую отвечает инспекция, становится незарегистрированных лодок. Отчасти такая ситуация складывается из-за частых рейдов, проводимых ГИМС, отчасти из-за того, что процедура регистрации становится не так финансово обременительна для судовладельцев. Хотя, по данным Пашинского, в последнее время средняя стоимость маломерного судна составляет около 20 тысяч долларов. В прошлом году один любитель водных просторов приобрел катер за три миллиона евро. Поэтому госпошлина, которую необходимо оплатить при постановке на регистрацию, для них не составляет проблемы. Тем более что прохождение техосмотра для маломерных судов сейчас бесплатно.

В обязанности ГИМС, помимо прочего, входит не только контроль за состоянием судов, но и обучение судоводителей и их аттестация. Так водители катеров и «ракет» должны каждый год получать допуск для занятий пассажирскими перевозками.

Есть на пассажирских водных магистралях и «пираты», которые возят экскурсии, не имея на это ни лицензии, ни допуска. По данным Пашинского, таких на реках и каналах около 10% от общего числа. В последнее время борьба с ними не была особенно эффективной, так как практически невозможно было доказать, что они занимаются перевозкой туристов. Пойманные инспекторами ГИМС, они открещиваются от «бизнеса», говоря, что просто возят друзей или знакомых. Однако и на них у ГИМС нашлась управа. Секретов грядущих рейдов Пашинский раскрывать не стал, но отметил, что количество «пиратов» на водных магистралях Петербурга значительно снизится.

Также в связи с началом купального сезона специалисты ГИМС обследуют официальные пляжи города и пригородов. Всего таких в Петербурге 33, из них 28 оборудованы спасательными станциями. По словам Пашинского, сейчас спасательные станции находятся в ведении районов, которые не всегда следят за тем, чтобы они были надлежащим образом оборудованы. На станциях часто отсутствуют наглядные материалы или нет необходимого объема спасательных средств. Тяжело бывает найти на лето и спасателей, которые были бы сильны не только духом, но и телом, имели надлежащие навыки и разрешения на проведения всех необходимых работ на водах, а также были социально защищены. При этом зарплата спасателя в среднем по городу составляет не более 3,5 тысяч рублей. Однако сейчас готовится постановление правительства города о передаче спасательных станций в ведение управления по делам ГОЧС Петербурга, после чего, по мнению начальника ГИМС, ситуация может измениться в лучшую сторону.

Кстати, переход из одного ведомства в другое хорошо сказался и на самой ГИМС. Сейчас инспекция, которая раньше была и плохо укомплектована, и не могла себе позволить привлечь в большом количестве квалифицированные кадры, имеет штат в 50 человек, среди которых бывшие офицеры ВМФ, капитаны... Все они, по словам Пашинского, опытные моряки. В минувшем году ГИМС удалось, наконец, «перекрыть» одно из белых пятен – Невскую Губу, где были образованы три новых инспекторских участка – в Кронштадте, Сестрорецке и Ломоносове.

Татьяна Востроилова,
Фонтанка.ру