Вице-губернатор дорожного хозяйства

Вице-губернатор дорожного хозяйства

Вчера губернатор Валентина Матвиенко произвела серьезные кадровые рокировки в администрации Санкт-Петербурга. Главным событием стала первая по счету отставка в команде заместителей главы города -- вице-губернатор Олег Виролайнен.

Вчера губернатор Валентина Матвиенко произвела серьезные кадровые рокировки в администрации Санкт-Петербурга. Главным событием стала первая по счету отставка в команде заместителей главы города -- вице-губернатор Олег Виролайнен, курировавший сферу ЖКХ, энергетики, транспорта и дорожного строительства, перемещен на пост председателя комитета по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ). Бывший глава комитета Владимир Антонов станет первым заместителем господина Виролайнена, а на освободившийся вице-губернаторский пост выдвинут глава Московского района Александр Полукеев. С подробностями -- МИХАИЛ ШЕВЧУК и АННА ПУШКАРСКАЯ.

О понижении в должности Олега Виролайнена губернатор объявила на заседании правительства, дипломатично подготовив почву сообщением о приближении в Санкт-Петербурге "транспортного коллапса". Поэтому все функции по строительству и ремонту дорог решено сосредоточить в одном ведомстве. Эта роль отведена КБДХ, которому перейдет часть полномочий комитета по транспорту, которому остается лишь организация социальных и коммерческих перевозок, в том числе контроль над ГУ "Дирекция по организации дорожного движения".
Усиленный таким образом КБДХ -- с расширенным штатом и бюджетом -- и возглавил господин Виролайнен, оставаясь при этом членом городского правительства. Это, в свою очередь, обернулось понижением для экс-главы КБДХ Владимира Антонова -- специально для него в комитете воссоздана должность первого заместителя председателя, которую господин Антонов ранее сам же упразднил.
Передел полномочий в дорожной сфере сам по себе не является неожиданностью -- действия председателя комитета по транспорту Александра Дацюка по реализации транспортной реформы вызывали резкую критику как в ЗакСе, так и в правительстве, а его возможная отставка обсуждалась в Смольном еще полгода назад. В итоге курировать реформу поручено новому главе КБДХ, который уже пообещал в скором времени разработать "Транспортную стратегию Петербурга".
Несмотря на то что слухи об ожидающемся уходе господина Виролайнена с вице-губернаторского поста появились в Смольном еще полгода назад, схема вчерашних кадровых перестановок оказалась неожиданной для большинства опрошенных чиновников. Так, Владимир Антонов заявил Ъ, что узнал о своем понижении в минувшую пятницу. А господин Виролайнен сообщил, что получил новое кадровое предложение "в мае нынешнего года". Его не раз критиковали за неудачную реформу ЖКХ, за резкие и бесплодные повышения коммунальных тарифов, за нарушения, допущенные при проведении конкурсов на коммерческие перевозки.
Однако cама Валентина Матвиенко не критиковала его публично, даже за проблемы во время отопительных сезонов, предпочитая адресовать претензии энергетикам и ГУПам, обслуживающим теплосети. Когда же депутаты ЗакСа попытались инициировать вотум недоверия господину Виролайнену, госпожа Матвиенко встала на защиту своего многолетнего соратника (еще со времен по работе в Красногвардейском обкоме КПСС), заявив, что "своих не сдает". Тем не менее именно господин Виролайнен оказался первым из семи заместителей Валентины Матвиенко, которого она решилась заменить. По версиям чиновников, конкретного повода для этого не было -- просто господин Виролайнен "устал" и "не тянул" на вице-губернаторском посту. Сам господин Виролайнен в комментарии Ъ заявил, что не считает новую должность понижением, учитывая "большой объем задач". Он также подтвердил, что ожидает "увеличения финансирования КБДХ" (см. вынос), уточнив, что деньги будут выделяться "под выдвинутые идеи".

Какие деньги предстоит освоить Олегу Виролайнену
На посту вице-губернатора Олег Виролайнен контролировал освоение 60 млрд рублей (совокупный бюджет подконтрольных ему комитетов). О конкретных показателях неожиданного увеличения бюджета КБДХ в Смольном не говорят, утверждая, что окончательных цифр пока нет. В 2006 году бюджет КБДХ составляет 20,1 млрд рублей -- около 12% бюджета города (15,7 млрд рублей из них направляется на строительство дорог). При этом финансирование КБДХ увеличивается быстрее, чем других комитетов, -- его бюджет за год вырос более чем на 30% (в 2005 году он составлял 13,5 млрд рублей). Теперь же КБДХ будет контролировать и средства, выделяемые на стратегические проекты -- строительство Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля. В совокупности город потратит на них до 2008 года около 32 млрд рублей, еще 37 млрд Смольный планирует получить из инвестфонда РФ. Кроме того, в 2006 году планируется выделить около 500 млн рублей на различные мероприятия по организации дорожного движения.

Неожиданная замена
Вчера Валентина Матвиенко неожиданно выдвинула на освободившийся пост вице-губернатора главу Московского района и члена правительства города Александра Полукеева -- своего бывшего соратника по комсомольской работе. До прихода в Смольный он возглавлял ЗАО "Промышленная группа 'Ладога'" (специализируется на водочном производстве). "Мы все у губернатора под руками", -- прокомментировал Ъ свое возможное повышение (его должен утвердить в новой должности ЗакС) господин Полукеев, заявив, что узнал о своем выдвижении накануне. По данным Ъ, преемником господина Полукеева на посту главы Московском района может стать его первый заместитель Юрий Заплаткин -- экс-руководитель ФГУП "ЦНИИ материалов", кандидатуру которого активно лоббирует полномочный представитель президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов. По сведениям источников Ъ, господин Заплаткин приходится господину Клебанову зятем. Полпред уже не впервые принимает участие в кадровых назначениях в Московском районе -- когда господин Полукеев стал чиновником, расположенную там компанию "Ладога" вместо него возглавил бывший помощник господина Клебанова Вениамин Грабар.