Ректоры недовольны работодателями, а те - выпускниками

Ректоры недовольны работодателями, а те - выпускниками

Ректоры петербургских ВУЗов обсудили проблемы российского образования. Кто виноват в том, что выпускники ВУЗов оказываются на бирже труда и как не допустить этого в дальнейшем?

Ректоры петербургских ВУЗов обсудили проблемы российского образования. Кто виноват в том, что выпускники ВУЗов оказываются на бирже труда и как не допустить этого в дальнейшем? Работодатели жалуются на то, что выпускники приходят к ним абсолютно неподготовленными, не могут работать в команде и не нацелены на успех. Ректоры ВУЗов, в свою очередь, жалуются на пассивную позицию работодателей, не принимающих участия в подготовке специалистов и не умеющих толком сформулировать свои требования. Похоже, компромисс будет найден нескоро.

«Мы с работодателями в некотором смысле противники, так как они хотят получить уже «готового» специалиста, а ВУЗ этого специалиста подготовить не может. Так как не знает, где студент будет работать», – считает Лев Карлин, ректор Гидрометеорологического университета. В принципе, в Европе сейчас есть четкая тенденция к тому, чтобы давать в университетах лишь общие знания. Найдя работу, выпускник самостоятельно получает дополнительную информацию, например, на курсах. «Поэтому задача высшей школы – научить учиться», – говорит Лев Карлин.

С ним согласен и ректор РГПУ имени Герцена Геннадий Бордовский. «В советские времена ценность специалиста заключалась в информации, которой он владел. Сейчас информацию можно получить очень просто и быстро. Вопрос в том – что с ней делать?», – говорит он. Требования к молодому специалисту в последнее время заметно изменились. В первую очередь, ищут личность – честного, порядочного, нацеленного на успех человека. Затем уже оценивается наличие таких качеств, как обучаемость, динамичность...

«Дипломом прикрыться уже нельзя, работодатель ждет от выпускника, что тот решит все его проблемы, и он не должен думать за ВУЗ, как такого человека подготовить», – считает Геннадий Бордовский. В то же время он говорит, что ВУЗы всегда будут отставать от реальной жизни, ведь студентов «готовят к завтрашнему дню сегодня – по учебникам, написанным вчера».

Участники дискуссии сошлись на том, что в вузах нужно первым делом учить тому, как искать пути решения проблем, как искать новую информацию и работать с ней, а будущее – за дополнительным или даже за вторым высшим образованием.

Напоследок ректоры дали несколько советов абитуриентам, которые только готовятся поступать в вузы. Геннадий Бордовский посоветовал сначала определиться с направлением, а затем выбрать ВУЗ, у которого есть уже авторитет и выпускники которого не состоят на бирже труда. Наталья Чекмарева, ректор Невского института языка и культуры, предлагает идти в государственные ВУЗы, дипломы которых больше ценятся. А Лев Карлин предложил выбирать ВУЗ так, как, например, авиакомпанию: зайти посмотреть, какая там мебель, какое оборудование, как обстоит дело с чистотой в туалетах... И на основании этого сделать свой выбор!

Александра Балуева,
Фонтанка.ру