Арт-терапия как редкий шанс дотронуться до больной души

Арт-терапия как редкий шанс дотронуться до больной души

В психиатрической больнице имени Кащенко врачи впервые продемонстрировали картины своих пациентов. На необычной выставке побывала корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

В психиатрической больнице имени Кащенко врачи впервые продемонстрировали картины своих пациентов. На необычной выставке побывала корреспондент НТВ Юлия Олещенко. В психиатрической больнице им. Кащенко — это самое светлое помещение. Пускай на окнах и стоят обязательные решетки, зато здесь есть краски, кисти и карандаши. Изостудия для пациентов работает уже шесть лет, но сегодня впервые созданные здесь работы покинут территорию клиники. Большинство авторов натюрмортов и пейзажей на вернисаж не отпустили из-за самочувствия. Но десяток пациентов, чье состояние врачи признали удовлетворительным, все-таки привезли в гатчинский Дом Культуры. В фойе, отданном творчеству аутсайдеров, и без того тонкая грань «нормальности» оказалась размытой. Владимир Барсуков, художник, руководитель изостудии Городской психиатрической больницы им. П. П. Кащенко: «Вот это великая загадка для меня: там такие поразительные находки композиционные, которые меня заставляют просто краснеть, что я — грамотный человек и просто не могу этого сделать. Рисунок под названием «Шкаф», профессиональный критик, назвал бы наивным искусством, а зритель с душевным недугом — моделью жизни. Евгений Чернов, пациент Городской психиатрической больницы им. П. П. Кащенко: «Человек в заблуждении: он ищет и не может найти выхода. Это лабиринт жизненной модели, и в желтом свете он высказывает мысль свою». Серия карандашных рисунков без подписи. Служба в армии, юбилей в ресторане… Черно-белые сны о прошлом, которое отняла болезнь. Татьяна Ларкина, художник, руководитель изостудии Городской психиатрической больницы им. П. П. Кащенко: «Автор этой картины обычно приходил в студию и говорил: „Задайте мне тему“. Я говорила: „Весна“, а это тема „Банкет“ называлась… Но тема была просто словом, ключом к воспоминанием о своей жизни человека. И он рисовал». Часть работ привезли из эстонского реабилитационного центра «Сингел». Двадцатилетняя Зинаида Боровик прошла там курс лечения. Научилась ловко жонглировать и рисовать. В толстом альбоме — изображения животных и растений и только несколько портретов. Зинаида Боровик, участник вернисажа: «Люди почему у меня не получаются, потому что для меня они иногда кажутся жесткими слишком жёсткими и злыми. Мне нравится рисовать цветы». Понять, почему Елисейские поля населены бесплотными призраками, а по двум воротам бьет единственный футболист, рядовому посетителю выставки трудно. Но ощутить одиночество и боль, скрытые за яркими красками, возможно и даже полезно. Для психиатров — это дополнительный способ диагностики и арт-терапии, для нас — редкий шанс дотронуться до чужой души. Олег Лиманкин, главный врач Городской психиатрической больницы № 1 им. П. П. Кащенко: «Даже там, где речь не идет о высокохудожественной ценности работ, все равно, встречаясь с ними, ты ощущаешь поразительную искренность честность того, кто создает эти произведения потому, что он говорит даже не с публикой, со зрителем, а часто сам с собой. Он себе что-то проговаривает, это картины — монологи». Но диалог все-таки случился. Руководство Дома культуры отказалось снять со стены схему эвакуации при пожаре. Находчивые организаторы выставки включили ее в общий контекст и снабдили табличкой «Неизвестный автор. Бумага, перо, тушь».