Наставники показались учениками

Наставники показались учениками

Концертом "Наставники" в зале Государственной академической капеллы завершился 42-й фестиваль "Петербургская музыкальная весна".

Концертом "Наставники" в зале Государственной академической капеллы завершился 42-й фестиваль "Петербургская музыкальная весна". Музыку наставников в исполнении Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и дирижера Владислава Чернушенко слушал ВЛАДИМИР РАННЕВ.

Собственно, наставниками из четырех представленных композиторов -- Владимира Цытовича, Сергея Слонимского, Владимира Успенского и Андрея Петрова -- можно считать лишь первых троих. Большинство петербургских композиторов молодого и среднего поколения -- их консерваторские ученики. Андрей Петров же избегал бремени преподавания, хотя музыкальный ландшафт Ленинграда-Петербурга последних десятилетий -- во многом его детище. В том числе и этот фестиваль. При Петрове сложилась так называемая петербургская композиторская школа, как сказали бы раньше, плеяда мастеров, осененных гением Шостаковича -- их очным или заочным учителем в Ленинградской консерватории. Для полноты картины в этом концерте не хватало лишь самого любимого ученика Дмитрия Дмитриевича и, пожалуй, самого яркого из теперешних композиторов-наставников -- Бориса Тищенко.
В программе концерта подробно рассмотрели тему наставничества: начали с Симфониетты для большого симфонического оркестра Владимира Цытовича -- его дипломной работы 1958 года, написанной в 27 лет. Это очень мастерская вещь, если под мастерством понимать виртуозное овладение стилем учителя. Если прослушать эту музыку произвольными фрагментами, вполне может показаться, что это какое-то неизвестное сочинение Шостаковича. Следующий опус в концерте -- сюита из балета "Волшебный орех" (2003) Сергея Слонимского -- возвращает слух к ранним балетам Шостаковича с их яркой, яростной оркестровкой. Наконец, Концерт для скрипки и виолончели с оркестром (1999) Владимира Успенского воскрешает другое наставническое влияние Шостаковича -- его умение преломлять в серьезных жанрах песенно-бытовой мелодизм.
Андрей Петров -- самый народный из композиторов петербургской школы. Его редчайшее мелодическое дарование поражает даже самых агрессивных композиторов-радикалов, ерничающих по адресу "анахронизма мелодии". Когда-то, когда музыкальный язык Шостаковича казался жестковатым, никто не оспаривал его умения делать большую музыку из мелкой банальщины. Этим даром обладал и Петров. Его песни и музыка к кинофильмам -- символы эпохи. С того "золотого века" композитора прошло немало лет, но эта эпоха живет и в его последней перед смертью работе -- вокально-поэтической сюите "Если звезды зажигают..." на стихи Маяковского, которая завершила концерт. Само обращение к этому поэту выдает в композиторе стоическую верность идеологии шестидесятничества с ее позитивным и прекраснодушным мироощущением.
И хоть сорок вторая "Музыкальная весна" формально и не посвящена юбилею Шостаковича, завершивший ее концерт вполне можно было назвать не "наставники", а "наставник". Ибо музыкальный стиль как форма мышления сформирован у ныне наставляющего поколения гением великого учителя, а его заповеди слышны в каждой ноте его учеников, даже если они формально и не обучались в его консерваторском классе.