В Пушкинском Доме находят неизвестные «музыкальные» портреты

В Пушкинском Доме находят неизвестные «музыкальные» портреты

Открытие, которое сделали в Пушкинском доме, можно назвать редкой удачей. Неизвестный искусствоведам рисунок обнаружила Зивар Гусейнова — профессор петербургской Консерватории.

Открытие, которое сделали в Пушкинском доме, можно назвать редкой удачей. Неизвестный искусствоведам рисунок обнаружила Зивар Гусейнова — профессор петербургской Консерватории. 33 года она — постоянный посетитель читального зала. И во время рутинной работы в справочнике отдела рукописей «Музыка и музыканты» обнаружила указание на практически неизвестный рисунок. Лист, на котором карандашом нарисованы два лица — композитора Рубинштейна и графа Фредро. За двойным портретом открывается целая страница жизни художественного Петербурга середины 19 века. Зивар Гусейнова, доктор искусствоведения: «Здесь, на этом портрете, который вероятно относится ко второй половине 19 века, изображен быстрыми штрихами Антон Рубинштейн с характерными чертами этого музыканта: прекрасная яркая голова и великолепные руки». Портрет был сделан в домашнем альбоме Изабеллы Грюнберг, где часто устраивались музыкальные вечера. Мать Рубиншейна, услышав пение старшей сестры Грюнберг, решила, что её сын тоже сможет начать музыкальную карьеру. Второй персонаж на рисунке, как указано, граф Фредро — брат драматурга Александра Фредро. Самое известная его пьеса — «Дамы и гусары». Автор карандашного наброска Михаил Микешин. Это потом он изваяет памятники Тысячелетия Руси и Екатерины Второй, а в 1857 году молодого скульптора и рисовальщика принимали в салоне Грюнберг. В альбоме Грюнбергов есть еще один «музыкальный» рисунок «Композитор Модест Мусоргский». В отличие от известного портрета у Микешина он совсем юный. Гостевой альбом — характерный атрибут петербуржских семей 19 — начала 20 века. И поступления подобных экспонатов продолжается до сих пор. Татьяна Царькова, д. ф.н., зав. рукописным отделом Пушкинского дома: «Наш отдел готовится к большой и не менее интересной работе по выявлению работ художников, скульпторов и архитекторов, чьи материалы тоже отложились в фондах рукописного отдела». Исследования фондов ведутся не одно десятилетие, в год 100-летия Пушкинского Дома обнаружили ранее неизученные автографы Баха и Моцарта. Все бесценные раритеты Института русской литературы бережно расположены вот в таких удобных стеллажах. Благодаря современному оснащению хранилища быстро находятся все необходимые для работы рукописи. В Пушкинском Доме уверены, что на этих полках еще ждут своего времени неожиданные находки, многие из которых, возможно станут сенсацией.