Валентина Матвиенко заинтересовалась Аполлоном

Валентина Матвиенко заинтересовалась Аполлоном

Вчера губернатор Валентина Матвиенко начала, а сегодня продолжила осмотр подарков Санкт-Петербургу к его 303-му дню рождения.

Вчера губернатор Валентина Матвиенко начала, а сегодня продолжила осмотр подарков Санкт-Петербургу к его 303-му дню рождения. Среди них были объекты малых скульптурных и архитектурных форм, право на реставрацию которых меценаты купили у города в специальном "магазине".

Идея привлечь коммерческие структуры и отдельных состоятельных граждан к починке разрушающихся исторических памятников принадлежит комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Глава комитета Вера Дементьева заявила, что ее на этот шаг "толкнуло чувство ответственности": "Мы не можем ждать ни милости от природы, ни денег от федерального центра". Была придумана, по словам госпожи Дементьевой, "некая городская игра -- магазин подарков городу". Потенциальным меценатам предложили перечень объектов для реставрации, из которых можно было выбрать тот, что больше по вкусу. Причем стоимость восстановления того или иного объекта КГИОП сообщил заранее -- никакого соревнования, как на аукционе, кто больше даст денег, не было. На некоторые лоты претендовали по нескольку желающих, и им даже пришлось соревноваться в обосновании своего выбора. В декабре прошлого года Совет, в который вошли губернатор Санкт-Петербурга, почетные граждане города, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и представители КГИОПа, "продал" меценатам объектов на 20 млн рублей.
Часть из них, реставрацию которых удалось закончить как раз к Дню города, Валентина Матвиенко осмотрела вчера. В Летнем саду на свои законные места вернулись две восстановленные композиции: скульптурная группа "Похищение сабинянки" неизвестного итальянского скульптора середины XVIII века и статуя Аполлона, копия XIX века с античного оригинала. У "сабинянки" госпожа Матвиенко задержалась недолго. Она лишь взглянула на сделанные до реставрации фотографии и убедилась, что скульптуре восстановили утраченную руку и подправили "испорченную пластику лица". Стоящий на центральной аллее "Аполлон", завернутый в белое покрывало, заинтересовал губернатора намного больше. Она с удовольствием сдернула с него покров и сфотографировалась на фоне античного бога.
Затем состоялась приемка следующего подарка -- фонарей-торшеров, установленных перед Музеем Штиглица в Соляном переулке. Два фонаря, изготовленные в 1895 году по проекту архитектора Месмахера, по мнению главы КГИОПа, являются "чудом историзма, одной из самых изысканных архитектурно-скульптурных затей". Действительно, бронзовые, с каркасом из черного металла, "торшеры" украшены множеством мелких деталей и фигурок, олицетворяющих разные ремесла. Губернатор не стала вглядываться в детали декора, восстановление которого обошлось меценатам в 400 тыс. рублей, вместо этого она заметила своим подчиненным: "При Штиглице успевали целый квартал застроить за то время, за которое мы только документы согласовываем".
Посещение третьего объекта, четырех сфинксов у Египетского моста, сопровождалось театрализованным действом. Дело в том, что, когда эти мифологические существа "на волне египтомании" появились в 1826 году на берегу Фонтанки, некая мещанка, жившая в доме напротив, наложила на скульптуры проклятие, вследствие которого, как рассказал Михаил Пиотровский, мост рухнул. При этом глава Эрмитажа указал рукой на наряженную мещанкой XIX века даму, которая вышла на балкон того самого дома. Под общие аплодисменты проклятие было снято (в знак чего "мещанка" взмахнула платочком).
Сегодня утром приятная миссия по осмотру подарков продолжится: Валентина Матвиенко примет в дар отреставрированные меценатами скульптуры с крыши Манежа лейб-гвардии Конного полка, скульптуры центральной башни Адмиралтейства (девять штук, восстановленные за 600 тыс. рублей каждая) и витраж великокняжеской усыпальницы Петропавловской крепости, разбитый взрывной волной во время Великой Отечественной войны. Примечательно, что адмиралтейские скульптуры и витраж пока не возвращаются на свои исторические места, а до 7 июня будут выставлены для всеобщего обозрения в ЦВЗ "Манеж".
МАРИЯ ОЛЬКИНА