Как сегодня живут библиотеки?

Как  сегодня живут библиотеки?

Российской национальной библиотекой вернули похищенную в 1991 году древнееврейскую рукопись тринадцатого века «Последние пророки» стоимостью полтора миллиона долларов.

Российской национальной библиотекой вернули похищенную в 1991 году древнееврейскую рукопись тринадцатого века «Последние пророки» стоимостью полтора миллиона долларов. Рукопись была передана руководителем Росохранкультуры Борисом Боярсковым генеральному директору библиотеки Владимиру Зайцеву. Так как же сегодня живут библиотеки? Какое место занимают они в нашей жизни? С этим попыталась разобраться Наталия Жукова.

По Алеше можно часы сверять – детскую библиотеку открывают в 11 утра - и первый читатель уже роется на полках. Ищет энциклопедии и что-нибудь о животных, летние каникулы будут использованы чтобы «подучиться», надо быть в курсе беспрестанно повторяет Алеша.

Этой детской библиотеке – 70 лет. Штамп на «Хаджи Мурате» - 36-го года. С тех пор вкусы читателей изменились. «Точка, точка, запятая», вздыхают библиотекари, уже не идет как раньше, а ведь какой фильм был. Теперь главное в книжке – яркая обложка и динамичное начало

Если работаешь в этой библиотеке, можно программу телевидения выучить – спрос дублирует телепредложение – на выдаче устают объяснять – книги «дом2» не существует. «Сначал смотрю, потом читаю» - правило и для взрослых – интересуются Пастернаком и Булгаковым после телепоказов. Еще очень популярна серия «дамских романов» и детективов. Правда и за Достоевским приходят, второй год неплохо берут классику, заметили на абонементе. Многие издания в одном экземпляре - на них очередь. Купить такие новинки районные читатели не могут - дорого.

В среднем районная библиотека получает 500 книг в год, закупка централизованная на все филиалы разом. Нет возможности полистать книги самим, при отборе. Как раньше, добавляет Наталия Евдокимова. Делиться воспоминаниями не с кем, коллеги все помнят сами, все работают по двадцать лет. Молодые в хранилище не идут – зарплата вчерашнего студента 3 тысячи. Библиотекарь с тридцатилетним стажем получает – 7 тысяч. Восьмичасовой рабочий день проводят на ногах – в свободное от заказов время занимаются обучением.

Светлана Юрова. Ведущий библиотекарь: Многие студенты приходят не умеют пользоваться библиотекой новые студенты школьники с каждым подойти к картотеке с каждым подойти к каталогу с каждым написать карточку запроса .

На библиотечном факультете связать жизнь с книгохранилищем планируют немногие, обычно выпускников больше интересуют информационные центры.

Посещаемость в библиотеках пульсирующая – то пусто то густо. Время встречи – пятница, день выбора книжек для электричек. А еще сейчас популярна садово-огородная тематика. В читальном зале собираются старый и малый – основные пользователи библиотеки Пенсионеры листают газеты, семимесячный Владик здесь завсегдатай – потому что маму не устраивает абонемент .

Мы превращаемся в межвузовские, твердят специалисты в крупнейших библиотеках города. Восемьдесят процентов читателей Маяковки и Публички – студенты. Это означает - многие университеты колледжи и техникумы не обладают достойной информационной базой. Пробел восполняют центральные хранилища города. В год здесь закупается книг на сумму в 14 миллионов рублей. Еще недавно библиотеки сами выбирали источники комплектования, сегодня на право наполнять библиотеки устраиваются открытые конкурсы.

Зоя Чалова директор ЦГПБ им. Маяковского: Заставляют нас составить списки книг которые бы мы хотели иметь до конца текущего года и заставляют фирмы соревноваться кто дешевле эти списки нам обеспечит но дело в том что никто никогда не знает что выйдет в след месяце сколько это будет стоить.

Здесь всегда многолюдно - 100 тысяч читателей в день. Привлекает центр деловой и правовой информации – это все бонусы к современному книгохранилищу. Особенно заполнены компьютерные классы.

Интернет – дорогое удовольствие – войти в мировую сеть можно только в крупных хранилищах. Впрочем в читальных залах заметили в последние годы все чаще виртуальному слову предпочитают реальные книги – просят дайте что-нибудь живое.

Это не касается электронных каталогов – поиск по ним удобнее бумажных реестров. К 2008 году все библиотеки Петербурга планируется перевести на единую электронную базу – тогда одним нажатием кнопки можно будет узнать есть ли книга в городе.

(Из программы "Главное с Игорем Фесуненко")