Второй эшелон вышел на связь

Второй эшелон вышел на связь

В мае компании, работающие на рынке телекоммуникационных услуг для бизнес-пользователей, опубликовали итоги своей работы за 2005 год.

В мае компании, работающие на рынке телекоммуникационных услуг для бизнес-пользователей, опубликовали итоги своей работы за 2005 год. Финансовые показатели операторов указывают на стремительный рост всего петербургского рынка так называемой коммерческой телефонии. Особенно быстро растет бизнес у операторов второго эшелона, которые уже стали составлять заметную конкуренцию лидерам. Целостность картины нарушают лишь итоги работы третьего по размеру альтернативного оператора Северной столицы -- ЗАО "Метроком", которое потеряло в 2005 году 4% своей выручки.

Органический рост
Петербургский рынок услуг связи для бизнес-пользователей стремительно растет. Крупнейший оператор, работающий в этом сегменте, ЗАО "Петерстар" смогло в прошлом году увеличить свою выручку на 16%, до $91,6 млн. Даже несмотря на то что по сравнению с 2004 годом "Петерстар" несколько замедлил свой рост (тогда выручка компании подскочила на 20%), в абсолютном выражении прирост оказался довольно заметным и составил $12,6 млн. "В 2005 году мы снизили свою активность в сегменте услуг для других операторов связи, при этом доходы от них в 2004 году составляли около 10 процентов от общей выручки", -- сообщили Ъ в "Петерстаре". Основным драйвером роста в "Петерстаре" по-прежнему называют услуги доступа в Интернет. Прирост в этом сегменте в 2005 году составил 39%, или $8 млн, а объем интернет-трафика увеличился в 2,6 раза, до 230 Тб в месяц. В целом услуги передачи данных и доступа в Интернет принесли "Петерстару" $28,6 млн. Зато доходы компании от предоставления услуг бизнес-телефонии(без учета доступа в Интернет и передачи данных) в 2005 году выросли несильно. В этом сегменте они составили $43 млн, увеличившись по сравнению с 2004 годом на $2 млн.
Все плотнее к лидеру подбирается петербургский филиал "Голден телекома". По данным Ъ, компания в 2005 году смогла на 30% увеличить свою выручку, которая составила около $40 млн. При этом в отличие от "Петерстара", который, например, обслуживает по регулируемым тарифам жителей Васильевского острова, "Голден телеком" работает исключительно на рынке бизнес-телефонии. В 2005 году оператор реализовал около 9 тыс. номеров, а выручка на одну линию составила $45. Основным драйвером роста в компании называют сохраняющийся спрос на услуги бизнес-телефонии.
Однако самый большой рост по итогам 2005 года продемонстрировали небольшие игроки рынка, так называемые операторы второго эшелона (компании, имеющие монтированную емкость в пределах 10 тыс. номеров). По данным Ъ, доля небольших операторских компаний в общем объеме включенных для корпоративных клиентов номеров в прошлом году составила 22%, тогда как в 2002 году этот показатель был равен всего 5%. "Ланк телеком", например, за прошлый год смог увеличить свою выручку в 1,6 раза (в итоге она составила $6 млн). При этом компания удвоила численность корпоративных клиентов, которая по итогам 2005 года составила 1,4 тыс. юрлиц. Генеральный директор "Ланк телекома" Николай Сторожев отмечает, что компания в 2005 году не проводила никаких масштабных рекламных кампаний, а удвоение абонентской базы произошло из-за органического роста рынка. "Одна из причин успеха небольших компаний -- это более высокая, чем у крупных операторов, гибкость и лояльность к требованиям клиентов. С небольшими операторами всегда легче договориться, например о цене и скидках", -- говорит господин Сторожев. Другой оператор -- "Северен-телеком" -- в 2005 году смог удвоить не только число своих бизнес-пользователей, но и выручку (см. вынос). Отмечают рост рынка и в ЗАО "Петербург транзит телеком" (ПТТ), которая является крупнейшим в городе провайдером оптовых услуг для бизнес-операторов. ПТТ смогла увеличить свою выручку с $49 млн в 2004 году до 57 млн в 2005-м. При этом объем реализации номерной емкости вырос у ПТТ в 2005 году по сравнению с предыдущим годом на 40%.

"Метроком" поехал не в ту сторону
Общую картину роста несколько нарушают финансовые показатели компании "Метроком", входящей в тройку крупнейших операторов бизнес-телефонии Петербурга. В прошлом году оператор перенес целый ряд серьезных потрясений. До весны 2005 года 55% акций "Метрокома" принадлежали ГУП "Петербургский метрополитен", а остальные 45% контролировала структура группы МЕНАТЕП -- Antel Holdings Ltd. Управляли же компанией топ-менеджеры Петербургского метрополитена. Однако в апреле прошлого года Смольный решил самостоятельно поуправлять телекоммуникационным активом ГУПа, и комитет по управлению городским имуществом изъял у метрополитена 55% акций оператора. Спустя несколько месяцев после этого в "Метрокоме" появилась должность президента, которую занял экс-глава комитета по информатизации и связи петербургской администрации Сергей Жданов. Выполнявший до этого обязанности генерального директора компании Евгений Максаков был смещен на пост вице-президента. Кадровые перестановки коснулись не только топ-менеджеров "Метрокома" -- в течение прошлого года был также обновлен практически весь средний менеджерский состав.
Еще одна сделка, связанная с "Метрокомом", случилась в августе 2005 года: пакет группы МЕНАТЕП выкупил один из крупнейших в России операторов коммерческой телефонии "Комстар -- объединенные телесистемы" (КОТ). Приобретение обошлось КОТу в $24,5 млн. После этой сделки рынок ожидал еще одной: казалось, что, покупая часть "Метрокома", КОТ имел гарантии от Смольного на опцион по приобретению недостающих до контрольного пакета акций. Передача Петербургским метрополитеном своего пакета в собственность КУГИ вполне логично вписывалась в эту схему. Учитывая, что КОТ давно мечтал обзавестись своим проводным оператором в Петербурге, Смольный мог хорошо заработать на продаже акций. Однако горадминистрация заняла иную позицию. Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский выступил противником передачи контроля над "Метрокомом" в "частные руки". Аргументом послужило то, что "услугами оператора пользуются коммерческие банки города, федеральное и городское казначейства и все банкоматы". В итоге КОТ занял выжидательную позицию, и пока никакой активности, связанной с появлением нового акционера, "Метроком" на петербургском рынке не проявляет.
Все эти события не замедлили сказаться на финансовых показателях "Метрокома" за 2005 год. На фоне среднего роста рынка услуг для бизнес-пользователей примерно на 19% (оценка J'son & Partners) компания потеряла по итогам года 4% своей выручки. Напомним, что Сергей Щебетов, генеральный директор "Системы телеком", которая владеет КОТ, рассчитывал, что выручка "Метрокома" за 2005 год вырастет на 10%. В "Системе телеком" ситуацию вокруг "Метрокома" пока не комментируют. При этом председатель совета директоров "Метрокома" Михаил Осеевский, являющийся вице-губернатором Петербурга, ничего страшного в снижении выручки не видит. "Из-за того что финпоказатели оператора ухудшались, мы и взяли компанию под свое управление", -- сообщил Ъ господин Осеевский. Действительно, необходимо признать, что заметное снижение темпов роста "Метрокома" произошло еще в 2004 году, до того как к управлению компанией пришли чиновники. Напомним, что по итогам 2004 года выручка оператора составила $28,45 млн, увеличившись по сравнению с 2003 годом всего на $1 млн. Для сравнения: выручка "Голден телекома" за тот же период выросла на 36%, а "Петерстара" -- на 20%.
БОРИС ГОРЛИН

"Нельзя сказать, что весь год компания буксовала"
Сергей Жданов, президент ЗАО "Метроком":

-- В 2005 году в компании произошли серьезные изменения, прежде всего сменились собственники и руководство. Перед нами была поставлена задача оптимизировать бизнес и сделать компанию более эффективной. За счет развития собственной сети и оптимизации инфраструктуры мы сократили объем аренды каналов у других операторов, а также избавились от низкорентабельных направлений деятельности. Основной акцент в 2005 году был сделан на развитие высокодоходных, технологичных направлений. Компания произвела значительные инвестиции в модернизацию опорных сетей, существенно расширила зону присутствия во всех районах города. Данные мероприятия позволили значительно улучшить операционные показатели деятельности: так, маржа EBITDA увеличилась на 22 процента, а чистая прибыль по итогам года возросла почти на 80 процентов
Поэтому, я не могу сказать, что весь 2005 год компания буксовала. Сделана работа, необходимая для того, чтобы оператор успешно развивался. Например, мы приступили к активному развитию технологии следующего поколения (Next Generation Network), позволяющей довести до клиента различные виды современных услуг: телефонию, доступ к информационным и интернет-ресурсам, видеоконтент. Работа по модернизации сети продолжается в 2006 году -- весной мы модернизировали оборудование в центральной части Петербурга. Пропускная способность backbone (базовой) сети составляет в настоящее время 10 Гбит/с, что позволяет передавать большие объемы трафика, в том числе видео. Все это позволило компании принять участие в проекте создания автоматизированной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности Петербурга, реализуемом комитетом по информатизации и связи. В очень короткие сроки и в условиях ограниченного бюджетного финансирования мы реализовали технические решения по созданию канальной инфраструктуры, которая задействована для обеспечения видеонаблюдения на Невском проспекте. Все финансовые показатели компании сегодня растут. Мы ожидаем, что в 2006 году рост выручки составит до 20 процентов при опережающих темпах роста рентабельности.

"Корпоративные клиенты все активнее используют Интернет"
Сергей Лагир, генеральный директор "Северен-телекома":

-- Рынок бизнес-телефонии сейчас активно растет. За прошлый год нам удалось удвоить свою выручку, но точную цифру мне не хотелось бы называть. Основной рост обеспечили новые корпоративные клиенты, которых мы подключили в 2005 году. За этот период наша абонентская база увеличилась в два раза и достигла 2 тыс. клиентов. Номерная емкость увеличилась примерно на 50 процентов и составила 4 тыс. номеров. При этом наш доход с одной линии по итогам 2005 года составил $45-50. Особенно быстро растет сегмент интернет-услуг. Из структуры нашего трафика отчетливо видно, что с каждым годом корпоративные абоненты все активнее пользуются сетевыми ресурсами. В прошлом году доля услуг передачи данных в общей выручке компании составила около 50 процентов.
В настоящий момент мы работаем в 45 бизнес-центрах города. При этом мы не стремимся получить в них эксклюзивные права на предоставление телекоммуникационных услуг. В каждом бизнес-центре свой сервис предлагают сразу несколько операторов, и между ними идет довольно жесткая конкуренция, которая привела к тому, что услуги связи стали более доступны. Сегодня получить пакет услуг, необходимых для работы офиса, может себе позволить даже небольшая фирма. Думаю, что в этом году тенденция роста в сегменте бизнес-телефонии сохранится. Хотя в связи с тем, что с начала этого года изменилась законодательная база и принцип предоставления услуг дальней связи стал другим, альтернативные операторы могут потерять значительную часть своих доходов. Напомню, что по новым правилам услуги дальней связи могут предоставлять только компании, обладающие соответствующей лицензией. Все остальные операторы вправе выступать лишь их агентами и получать за это агентское вознаграждение.