Операторам не до выставок

Операторам не до выставок

Прошедшая в Москве во второй декаде мая выставка "Связь-экспокомм-2006" подтвердила тенденцию прошлого года: интерес потребителей к телекоммуникационной отрасли снизился, а крупных операторов на некогда самой яркой тусовке связистов становится все меньше.

Прошедшая в Москве во второй декаде мая выставка "Связь-экспокомм-2006" подтвердила тенденцию прошлого года: интерес потребителей к телекоммуникационной отрасли снизился, а крупных операторов на некогда самой яркой тусовке связистов становится все меньше. К выставке сохранили интерес лишь производители сотовых телефонов и телекоммуникационный холдинг "Система телеком". На "Связь-экспокомме-2006" побывал обозреватель "Ъ-Телекома" ЮРИЙ МАЛЬЦЕВ.


Главный экспонент
Основным событием выставки стала презентация "Системой телеком" ее нового сквозного брэнда. В окружении яйцеподобных декораций журналистам показали фильм об эволюции торговой марки. Затем крупнейшая компания, входящая в "Систему телеком", -- ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС) -- пообещала приурочить к переходу на новый брэнд создание свежей тарифной сетки. В начале лета оператор собирается ввести свой первый федеральный тариф. Исполняющий обязанности президента МТС Леонид Меламед отметил, что новое предложение будет ориентировано на расчет в рублях, перейти на который компания планирует в третьем─четвертом квартале этого года. Презентация обновленного брэнда обошлась МТС в $2 млн.
Как выяснилось, кроме нового имиджа, компаниям, входящим в "Систему телеком", удивить посетителей было больше нечем. "Комстар -- объединенные телесистемы", один из крупнейших операторов проводной связи в России, представлял уже давно известный потребителю набор услуг Triple play, в который входит телефония, Интернет и телевидение. Помимо этого компания демонстрировала услуги VPN (Virtual Private Netwok), видеонаблюдения и видеоконференц-связи. Другой оператор, входящий в "Систему", -- ОАО "Московская городская телефонная сеть" -- предложил вниманию посетителей ряд развлекательных и справочно-информационных сервисов, доступ в Интернет через таксофоны и услугу "Один номер на две сети". Провайдер "МТУ-Интел" (торговая марка "Стрим") провел презентации домашнего интернет-канала и многоканального цифрового телевидения.
Интересней других оказался стенд ЗАО "Скайлинк" ("Система телеком" владеет 50% акций оператора), на котором красовался автомобиль BMW Z8, оснащенный мультимедиацентром. Центр представляет из себя мини-компьютер, подключенный к услуге SkyTurbo через EVDO-модем. С помощью этого оборудования можно получить доступ к таким сервисам, как on-line-трансляция со спутниковых телевизионных и информационных каналов, просмотр видеофильмов в потоковом режиме и подключение к удаленным веб-камерам. Для удобства использования этих возможностей "Скайлинк" разработал специальный веб-портал "Мультимедийный центр Sky Point".
Вендоры развернули товар лицом
Помимо стенда "Системы телеком" оживление наблюдалось и у экспозиций производителей сотовых телефонов. Вендоры были представлены как уже признанными грандами вроде Samsung, Sony Ericsson, Siemens Mobile, LG, так и компаниями второго эшелона -- Voxtel, Pantech, NEC, а также начинающими игроками отечественного рынка, например Haier Mobile.
Наиболее масштабная экспозиция была развернута компанией Samsung Electronics. Компания представила оригинальный телефон для женщин -- "раскладушку" E500, которая поступит в продажу во втором квартале 2006 года. Основная "фишка" аппарата -- это функция Mobile Beauty Box, которая позволяет "примерить" различные прически на свою фотографию в телефоне. Кроме того, E500 оснащен двумя цветными дисплеями, 64-голосной полифонией и 1,3-мегапиксельной камерой. Также вендор продемонстрировал два супертонких телефона: Samsung X820, выполненный в форм-факторе моноблока, и слайдер Samsung D900.
Другой производитель, Sony Ericsson, представил ряд своих аппаратов, мировой анонс которых состоялся в начале года и ранней весной. Среди них камерафоны K790i и K800i, телефоны бизнес-класса P990i и M600i, а также первый смартфон в линейке Walkman -- аппарат W950i. Менеджеры активно демонстрировали новые возможности фотосъемки, прямой фотопечати, мобильного блоггинга в режиме онлайн и варианты подключения музыкальных телефонов к Hi-Fi-системам.
Весьма щедрый на новинки в прошлом году Pantech продемонстрировал в этот раз лишь два новых телефона. PG-2800 представляет из себя мультимедийную "раскладушку", оснащенную камерой 1,3 Мп, МР3-проигрывателем и слотом для карты памяти. Помимо этого телефон поддерживает функцию распознавания рукописного текста, правда только на латинице. Второй показанный компанией аппарат -- имиджевый телефон бизнес-класса PG-6200 -- будет продаваться лишь на азиатском рынке, поэтому остается загадкой, зачем Pantech привез его в Россию. Видимо, для пополнения своей экспозиции в отсутствие других новинок.
На экспозиции компании Voxtel представлены аппараты V700, V350 и V380. V700 -- это полностью "упакованная" "раскладушка" высокой ценовой категории. Трубка оснащена двумя цветными дисплеями, 2-мегапиксельной камерой с 10-кратным увеличением и возможностью видеозаписи, вспышкой, Bluetooth и разъемом для карты памяти. Два других телефона -- это, по сути, братья, старший (V380) и младший (V350). Различаются они наличием у "старшего" внешнего дисплея.
Наконец, новичок отечественного рынка -- компания Haier продемонстрировала на выставке модель бизнес-класса M80, представляющую из себя слайдер с сенсорным экраном, который умеет распознавать рукописный текст на русском языке. Напомним, что Haier начал продвигать свои телефоны в России сравнительно недавно и пока занимает весьма скромную долю рынка. Например, в Петербурге аппараты этого вендора продаются лишь в четырех сетях: "Телефоруме", "Цифрограде", "Ультре" и "Беталинке". Между тем, М80 -- одна из немногих на сегодняшнем рынке трубок, которые способны узнавать русский текст.

Ряды дилеров поредели
Сотовые дилеры проявили себя на выставке довольно скромно. Из "большой пятерки" федеральных сетей, в которую входят "Евросеть", "Связной", "Диксис", Divizion и "Цифроград", свои стенды на "Связь-экспокомме-2006" смонтировали лишь "Цифроград" и Divizion. Напомним, что в прошлом году "большая пятерка" была представлена на выставке в полном составе, а самым активным участником оказалась "Евросеть", ее экспозиция была самой яркой. В этот раз никто из дилеров не проводил сколько-нибудь заметных акций, компании ограничивали себя раздачей промоматериалов и, в лучшем случае, призов.
По словам самих дилеров, в качестве B2C-площадки "Связь-экспокомм-2006" крайне неэффективна: стоимость контакта с одним потребителем во время выставки получается весьма дорогой, а привлекать низкодоходную публику раздачей трубок больше никому не хочется. "Наше участие в прошлом году было очень результативным именно с точки зрения бизнеса. Поэтому мы приняли решение об участии и в нынешней выставке. В этом году упор был сделан именно на B2B, -- комментирует управляющий партнер группы компаний Divizion Павел Караулов. -- Однако следует признать, что как телекоммуникационная выставка "Связь-экспокомм" теряет свою актуальность. Мы пока не приняли решение об участии в следующем году, но возможно, оно будет отрицательным". А Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью компании "Диксис", отказавшейся от участия в нынешней выставке, так прокомментировала ситуацию: "Участие в выставке 'Связь-экспокомм' утратило для компании свою актуальность. Раньше наше присутствие объяснялось стремлением наладить деловые связи с региональными компаниями. На сегодняшний день более эффективным инструментом является прямая работа с партнерами -- к примеру, проведение различных конференций".