В Петербург прибывает радиоактивный груз

В Петербург прибывает радиоактивный груз

Завтра ранним утром в Петербург из голландского порта Роттердам прибывает судно «Doggerbank», на борту которого находится более 1000 тонн радиоактивного гексафторида урана, который затем железной дорогой отправится в Свердловскую область для переработки на «Уральском электрохимическом комбинате».

Завтра ранним утром в Петербург из голландского порта Роттердам прибывает судно «Doggerbank», на борту которого находится более 1000 тонн радиоактивного гексафторида урана, который затем железной дорогой отправится в Свердловскую область для переработки на «Уральском электрохимическом комбинате». После обогащения сырье частично отправят обратно в Германию, компании «URENCO», которой и принадлежит груз.

Около 4 утра грузовое судно встанет на якорь в окрестностях петербургского порта. Пока неизвестно, где именно будет происходить перегрузка опасного сырья, известно лишь о том, что судно весь день простоит на рейде, после чего направится на стоянку, расположение которой еще не определено.

Груз гексафторида добирался до России не без приключений: в немецком городе Бургштейнфурт местные «зеленые» полчаса блокировали железнодорожные пути, не давая поезду двинуться с места. Эти люди протестовали против отправки радиоактивных отходов в Россию. Акции протеста прошли и в городах, которые проезжал поезд: в Гронау, откуда он отправился, Мюнстере, Эмшдеттене и Бад Бедхайме.

В отличие от активных немцев, петербургские «зеленые» пока не планируют проводить каких-либо акций и преграждать путь судну или поезду. Как заявил руководитель городского отделения «Greenpeace» Дмитрий Артамонов: «Акций протеста не будет, нет смысла, они возят это добро каждый месяц, а может, чаще. Мы уже ведем борьбу другими методами, на уровне судов и прокуратур тех регионов, куда направляется сырье».

Артамонов сообщил также, что совсем недавно петербургские «зеленые» на станции Капитолово в 6 км от Петербурга обнаружили состав из 37 контейнерами с маркировкой «радиоактивные материалы» и «гексафторид урана». Надписи на контейнерах сообщали, что груз следует из немецкого города Ганау в Новоуральск. Составы не охранялись, хотя и были опечатаны.

Активисты сообщили о безнадзорных контейнерах в МЧС. По словам «зеленых», дежурный по Ленинградской области сообщил им, что ничего про этот состав в МЧС не знают, а если он не охраняется, то и опасности никакой для окружающих не представляет.

Неизвестно, содержалось ли вещество в цистернах или нет - «гринписовцы» проверять не стали. В скором времени цистерны со станции увезли. То ли с грузом в Новоуральск, то ли в сторону Петербурга. Возможно, они были пустыми и предназначались как раз для перегрузки того гексафторида урана, что завтра прибудет в город.

В Россию, как сообщает «Greenpeace», гексафторид урана ввозится уже 10 лет, формально - для переработки. Однако, после дообогащения на предприятиях Росатома в страну-отправитель возвращается только до 10% от всего ввозимого сырья, а до 98% остается в России на хранение. Таким образом, по мнению «зеленых», экспорт в Россию отвального гексафторида означает для зарубежных стран решение дорогостоящей проблемы окончательного захоронения обедненного урана.

«Greenpeace» утверждает, что для того, чтобы обойти природоохранное законодательство, отвальный гексафторид урана зарубежного происхождения переводят в федеральную собственность Российской Федерации и после этой процедуры он более не рассматривается как ядерный материал, ввезенный из-за рубежа. В результате в России официально организована серия хранилищ для ОГФУ зарубежного происхождения.

Как сообщили «Фонтанке» в Росатоме: «Гексафторид урана не рассматривается Россией и другими странами, как радиоактивные отходы, до обогащения он не сильно радиоактивен. Перевозится гексафторид в толстостенных контейнерах, сертифицированных, как у нас, так и зарубежом, с соблюдением всех мер безопасности».

СПРАВКА:

Гесксафторид урана - соединение, используемое на промежуточной стадии процесса обогащения урана, необходимого для производства топлива для АЭС. Он очень ядовит, при утечке мгновенно происходит реакция с водой и воздухом, образуя высокотоксичные соединения.

Ян Гравшин,
Фонтанка.ру