Лизингодатели превышают лимиты

Лизингодатели превышают лимиты

Бурный рост рынка заставляет лизинговые компании создавать все новые и новые дочерние структуры, превращаясь из небольших фирм в мощные группы, каждая из которых специализируется на своем виде лизинга.

Бурный рост рынка заставляет лизинговые компании создавать все новые и новые дочерние структуры, превращаясь из небольших фирм в мощные группы, каждая из которых специализируется на своем виде лизинга. Участники рынка объясняют такое деление лизинговых компаний тем, что финансирующие их банки просто не в состоянии кредитовать одну фирму, не нарушая при этом нормативов ЦБ РФ по объемам кредитного риска на одного заемщика.


Еще совсем недавно, пять-шесть лет назад, даже самые крупные лизинговые компании считались на финансовом рынке субъектом малого бизнеса, эдакими приложениями к тому или иному банку, который специально создал и держит "при себе" для предоставления своим клиентам полный спектр услуг. Однако за последние три года ситуация коренным образом изменилась: все возрастающий рост спроса на услуги лизинговых компаний привел к тому, что по степени своей активности на рынке они уже сравнялись с финансирующими их банками. Лидеры рынка лизинговых услуг и вовсе стали проводить самостоятельную политику на рынке, получая ресурсы не только в банке-учредителе, но и в других кредитно-финансовых учреждениях, порой активно конкурирующих с их материнской конторой.
Несмотря на то что рынок лизинговых услуг демонстрирует крайне динамичный рост -- по разным оценкам, от 25% до 50% в год, -- соотношение сил на нем за последний год практически не изменился. Основными игроками являются такие петербургские компании, как "Глобус-лизинг", "Интерлизинг", "Балтийский лизинг", "Балтинвест", Петербургская лизинговая компания. В своих сегментах активно работают кэптивные компании -- "Вольво финанс" и "Скания лизинг". Серьезные позиции на рынке Северо-Запада занимают крупные иногородние игроки: "Уралсиб", "Европлан", "Ханса лизинг", "Райффайзен лизинг". По оценкам различных экспертов, перечисленные выше компании контролируют от 75% до 85% петербургского и северо-западного рынка лизинга. Скорее всего не будет серьезных изменений и в течение следующего года. Местные компании сумеют сохранить за собой большую долю рынка. Однако конкуренция наверняка возрастет, а западные лизинговые компании начнут активно завоевывать новые позиции.
По данным Северо-Западной лизинговой ассоциации, объем местного рынка лизинговых услуг в 2005 году составлял $800-900 млн. Прогнозы на ближайший год предусматривают рост этого показателя до $1,2-1,3 млрд. "При этом петербургский рынок составляет порядка 8-9 процентов от общероссийского. А северо-западный (без учета Петербурга) -- 4 процента от общероссийского", -- отмечает начальник отдела маркетинга и рекламы группы компаний "Балтийский лизинг" Евгений Рафаленок.
Раздел кредитов
Особенностью рынка на данном этапе его развития является то, что лизинговые компании активно размножаются делением -- на месте одной могут возникать целые лизинговые группы. Эксперты объясняют эту тенденцию несколькими причинами, главная из которых -- элементарная неспособность учредившего компанию банка финансировать ее, без того чтобы не нарушить норматив Банка России по максимальному размеру риска на одного заемщика, который составляет 25% от размера собственных средств кредитно-финансового учреждения. "Как только аффилированная с банком лизинговая компания исчерпывает отведенный лимит, она вынуждена обращаться либо в другие банки, либо создавать другие лизинговые компании", -- поясняет генеральный директор ООО "Прогресс-Нева Лизинг" Станислав Ким. Понятно, что, в условиях когда лизинговая компания является посредником между банком и сотнями клиентов, этот лимит исчерпывается весьма быстро.
Другой причиной разделения лизинговых компаний является разный спрос на различные виды лизинга. "Например, начинает выделяться отраслевой лизинг -- легковых автомобилей, грузовых автомобилей, строительной техники, характеризующийся ускоренной процедурой принятия решения о финансировании и отработанной технологией взаимодействия всех участников сделки, -- говорит генеральный директор группы компаний "Интерлизинг" Кирилл Царев. -- Кроме того, лизинговые компании стремятся максимально упрощать процедуру принятия решения и оформления договора для небольших лизинговых сделок: ряд лизинговых компаний приняли специальные программы и выделили в отдельное направление сделки менее 3 млн рублей или 10 млн рублей".
В лизинг двигают недвижимость
Как отмечают эксперты, за последние несколько лет наибольшим спросом пользовался лизинг автомобилей. "Лизинг транспорта, как легкового, так и грузового, по-прежнему активно развивается. Объем сделок на этом рынке каждый год увеличивается практически в 2 раза, -- отмечает директор департамента регионального развития ОАО "Главлизинг" Петр Ванюков. -- Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки, а также внедрением скоринговых процедур оценки лизингополучателей". Кроме того, существенный интерес лизинговые компании в последнее время проявляют к сегменту железнодорожного подвижного состава, где наличествует не только высокая степень конкуренции, но и большой объем средней сделки. "Активное заключение сделок в этом сегменте объясняется постоянно растущим спросом на услуги лизинговых компаний со стороны 'Российских железных дорог'", -- поясняет господин Ванюков.
"Мы предполагаем, что наиболее актуальным в ближайшее время будет лизинг энергетического оборудования, в этой отрасли самый высокий процент износа основных средств. В то же самое время многие крупные города и предприятия ощущают нехватку энергии для своих нужд, как электрической, так и тепловой, -- отмечает господин Рафаленок. -- Учитывая те планы, которые ставят перед собой наши энергетические компании, провести модернизацию и построить новые станции без лизинга, так или иначе, невозможно". Еще одним перспективным направлением становится лизинг недвижимости. Многие предприятия начинают использовать его как альтернативу аренде и получению занимаемого здания в собственность без отвлечения больших денежных ресурсов из оборота. "Общая доля лизинга недвижимости в портфеле большинства лизинговых компаний пока незначительна, но есть основания рассчитывать на серьезное развитие данного сегмента", -- говорит господин Ванюков.
Оперативный простор
Кроме того, в последнее время происходит усиление роли оперативного лизинга, при котором по окончании договора лизинга право собственности не переходит к клиенту, а остается у лизинговой компании. "Лизинг находится в области, лежащей на стыке аренды и кредита, но исторически в России так сложилось, что он рассматривается в первую очередь как альтернатива кредиту, как способ финансирования приобретения основных средств, -- отмечает господин Царев. -- Однако в последнее время в отдельных отраслях появился спрос на оперативный лизинг. Лизинговые компании готовы работать по такой схеме с наиболее ликвидными видами имущества, -- раньше они отказывались от этого, позиционируя себя как сугубо финансовые структуры, не готовые сталкиваться с необходимостью реализовывать вторичную технику, вернувшуюся из лизинга".
Бизнес на проценте
Основная доля кредитного портфеля лизинговой компании по-прежнему приходится на кредиты российских банков. Тем не менее за последний год существенно выросла доля займов у частных инвесторов, в том числе даже у других лизинговых компаний. В последние два года многие лизинговые компании активно развивают и новые источники финансирования, такие как вексельные и облигационные займы. Впрочем, банковский кредит, несмотря на это, в среднесрочной перспективе будет по-прежнему занимать большую часть привлеченных средств лизинговой компанией.
Наибольшую часть доходов приносит финансовый лизинг, далее следует возвратный лизинг, а наименьшую доходность показывает оперативный лизинг. Это связано с тем, что эффект от сделок по финансовому лизингу сказывается в течение всего срока договора лизинга. В то же время оперативный лизинг, дающий большой эффект по доходности в конце срока договора, в настоящий момент только набирает обороты. Вознаграждение лизинговой компании на рынке Петербурга составляет 2-5% годовых в зависимости от вида сделки и финансового состояния клиента. Причем, как подчеркивают участники рынка, несмотря на необходимость дополнительно оплачивать их услуги, лизинг, благодаря налоговым льготам, при сроках договора близких к срокам амортизации оборудования, выгоднее кредита. К тому же большинство лизинговых компаний готово попутно оказывать клиентам дополнительные услуги -- такие, как регистрация транспорта, страхование, оценка. Кроме того, лизинговые компании получают доход за счет комиссий, получаемых от страховых компаний, и скидок, предоставляемых поставщиком машин и оборудования.
Наибольшая доля расходов лизинговых компаний приходится, само собой, на приобретение техники и других объектов для передачи их в лизинг. Но эти расходы являются переменными и зависят исключительно от объемов заключенных сделок. Если же брать постоянные расходы, которые каждая компания стремится уменьшить, то наибольшая доля расходов приходится на аренду и заработную плату сотрудников. "Рентабельность лизингового бизнеса снижается, 4-5 процентов лизинговой маржи уже считается очень хорошим результатом, -- с грустью констатирует генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов. -- А в некоторых случаях, особенно если речь идет о крупных проектах, лизинговые компании готовы обслуживать сделки, доходность по которым составит и 1-1,5 процента".
А вот другой вид бизнеса лизинговых компаний -- возвратный лизинг -- переживает серьезный кризис. Этот вид деятельности предусматривает продажу предприятием оборудования в лизинг самой себе. По итогам сделки лизинговая компания должна получать обратно из российского бюджета уплаченный НДС. Однако налоговые органы в последнее время записали эту схему в число "серых" и отказывают лизинговым компаниям в возмещении НДС. В судах различной инстанции рассматриваются десятки исков лизинговых компаний к налоговикам. Некоторые участники рынка поступили и еще жестче. Так, компания "Ханса лизинг" в мае попросту прекратила заключать новые договоры со своими клиентами в связи с неурегулированностью этого вопроса. Резко сократили число сделок по схеме возвратного лизинга и другие игроки.
"Основная причина проблем при сделках возвратного лизинга -- субъективное отношение к возвратному лизингу и компаниям, участвующим в реализации данной схемы, со стороны налоговых органов, усматривающих в подобных сделках признаки недобросовестности, ухода от налогов и отсутствие экономического смысла, -- заявил Ъ директор департамента регионального развития ОАО "Главлизинг" Петр Ванюков. -- На наш взгляд, следует четко разделять компании, которые реализуют лизинговые схемы в рамках одной структуры, и рыночные компании, действующие в рамках правового поля". Пока же и московские, и петербургские компании решили приостановить коммерческий процесс в направлении возвратного лизинга, руководствуясь "негативной практикой предъявления претензий со стороны налоговых органов". Впрочем, как таковая схема возвратного лизинга с рынка не исчезнет. "Механизм возвратного механизма востребован рынком. Поэтому схемы возвратного лизинга станут просто несколько сложнее, и в них будет задействовано несколько юридических лиц", -- полагает генеральный директор группы компаний "Интерлизинг".
ИВАН МАКАРОВ